Второй фильм Кантемира Балагова “Дылда” равнодушными к себе не оставляет. У картины есть как поклонники, так и ненавистники. Особенно из числа тех, которым всюду мерещится, что светлое прошлое кто-то намеренно очерняет.
Кому бы я рекомендовал посмотреть “Дылду”, так это тем, кто не боится сложного кино, требующего работы мыслей и чувств. Я даже употреблю такое понятие, как кинороман. Бывают фильмы, впечатление от которых больше, чем от большинства лент. Будто ты толстую книгу прочитал. Например, первая часть “Утомленных солнцем” или “Машина Джейн Мэнсфилд”. Герои как живые - они сложные, многомерные личности. “Дылда” под это определение очень подходит.
Фильмы о войне чаще всего мужские. Все-таки на фронтах сошлись в основном представители сильного пола. Послевоенные годы - это время женщин. Ведь очень много их друзей, мужей, братьев, сыновей и т. д. не вернулось домой. На десять девчонок приходилось гораздо меньше, чем девять ребят. Вот и в центре сюжета произведения Балагова две молодые женщины: долговязая Ия и миниатюрная Маша. Вторая ушла в армию мстить “фрицам” за убитого мужа, а ребенка оставила подруге. Но та не уберегла малыша. И теперь Маша, уже бесплодная, требует от Ии родить для нее.
Такие роли, как в этом фильме, - счастье для актеров. Характеры сложные, настоящие. Виктория Мирошниченко и Василиса Перелыгина блестяще справляются со своей творческой задачей. Иногда смотришь на артисток, изображающих ровесниц своих бабушек, и не веришь. Они выглядят как студентки на капустнике. Вот сейчас снимут смешные ситцевые платья, натянут джинсы и полезут проверять сообщения в мобильнике. Виктория и Василиса словно родились сто лет назад, в 1920-е.
Из ролей второго плана отмечу Ксению Кутепову - еще одна отличная работа. Актриса изобразила маму жениха Маши. Лицемерие и стервозность сложно сыграть, не скатившись в карикатуру. Такой персонаж ведь становится противен тебе самому. У Кутеповой получилось полюбить свою героиню, чтобы стать ею.
Большое проявляется в малом. Так, руку мастера можно увидеть в деталях. Я опущу восторженные эпитеты, но выделю сцену с примеркой платья. Портниха хочет посмотреть, как зеленое одеяние сидит на женской фигуре и просит Машу накинуть наряд. Молодая и красивая женщина настолько отвыкла от ярких цветов, что не может снять платье. Она начинает кружиться в нем, как девочка. Вот только и кружиться-то она разучилась.
Если не готовы на два часа попасть в 1946 год, то не насилуйте себя. Там совсем не так радостно, как на агитационных плакатах. Некоторые любой разрыв шаблона принимают слишком близко к сердцу. Пусть поберегут себя и пересмотрят “В шесть часов вечера после войны”.