Найти тему

Рагнарёк в отдельно взятой московской квартире

Давай-ка поиграем в ассоциации, дружок. По случайному стечению обстоятельств человек себя ассоциирует то с Богом, то с животным. А иногда животного с Богом. Иногда Бога с животным. И всё-то ему - человечку - неймется. Казалось бы, ну живи и живи, смертный, бери пока есть, потом не будет. Верховного бога греки представляли орлом. Он же - орел - на аквилах римских легионов, как символ господства Юпитера Капитолийского. Оба орла ниспровергали громы и молнии и были полны больше электричеством, чем любовью. Еще один громовержец - скандинавский Тор, который часто посещал с визитами Ётунхейм, родину Локи, простиравшуюся от Новгорода до Екатеринбурга, где, как мы помним, был свой глава энергетики - Перун. Вот и ассоциация: безграмотность страшная, пусть и со спецэффектами. Предложил мне мой бывший посмотреть вместе фильм про Рагнарёк. Сидим и смотрим. Гирлянды новогодние, по карнизу вьющиеся, создают романтическую обстановку; чай с мёдом на столике, конфетки трюфель, за плотными шторами свежий май. Я ему ногу почёсываю своей. И вот умирает Один где-то на норвежском берегу в окружении Тора и Локи. Из зеленого облака появляется богиня смерти почему-то Хела, а не Хель, и говорит, что она дочь Одина, а Тор и Локи - её младшие братья. Я подмечаю, что всё не так. "Что тебе опять не так?" - спрашивает. "Всё не так,"- говорю. Потому что никакая не сестра, а дочь Локи, порожденная от великанши Ангрбоды в Железном лесу, а в братьях у неё волк Фенрир, который убьёт Одина, и змей Ёрмунганд, от яда которого погибнет Тор. Не очень наследственность, в общем, у Локи. Эта ваша Хела, в исполнении Бланшетт выглядит так, что я сама её трахнуть хочу, а на самом деле это была великанша из великанш, которая ниже пупка до самых ступней была покрыта трупными пятнами и разлагалась. Ну и вонища была от неё, наверно. Говорит, что я просто ревную. Кого? Тебя? К бабище разлагающейся? Тут, конечно, возник лингвистический спор о том, кто кого ревнует: я его к ней, или её к нему. А ведь всего год назад я видела в нем модного концептуального фотографа, блестяще образованного, культурного бородатого человека. Но борода вышла из моды, концептуализм оказался от бесталанности, а образование образовалось из комиксов. Кому нужны, - говорит, - твои древние книжки, это же снято по комиксам Стэна Ли, алё, дурочка, какая бабища?

- А Локи твой был кобылой и спаривался.

- Чего?

- И жеребца восьминогого родил.

- Ты датая, что ли?

- Его звали Слейпнир и на нем катался Один. На двоих десять ног, три глаза и один хвост. Один на внучке своём поскакивал-поскакивал, да и заскочил прямо в пасть Фенриру, а того держали на цепи из кошачьих шагов, рыбьих рассказов, птичьих слюней и женской бороды. А он взял и вырвался. И откусил дедушке башку. Вот. На конфетку.

В меня запулили обёрткой и выключили фильм. Всё, электричество кончилось. И сел за свой моноблок фотографии разглядывать. Недавно попросил меня в очередной раз попозировать: ему в голову пришла замечательная идея, он долго разрабатывал композицию, раздумывал, как выставить свет и с какой задержкой снимать. В итоге я была обнажена, усажена на высокий деревянный ящик, покрытый розовой скатертью. Ступнями я касалась пола, голову запрокинула назад так, что думала - шея вот-вот сломается. Всю меня измазал блёстками. Сжёг, задымив квартиру до проклятий от соседей, конституцию и бросил в меня еще горячим пеплом. Включил диско-шар. Неоновые блики в едком тумане. Раздвинь ноги, - сказал, - и засунул мне во влагалище кусок материи. Это оказался российский флаг. Фотокартину он назвал "Родина-мать". У меня из пизды торчит флаг. Ну не дебил, нет? Год назад, возможно, признаю, я бы нашла в этом что-нибудь, потому что всегда можно найти что-нибудь в чем угодно, если хочешь, а если увлечена, то хочешь определенно. Но теперь я вдруг сказала ему, что это настолько банально, что пошло. Это и есть твоя "замечательная идея"? Флаг в пизде?..

Ты ничего не понимаешь, вот, например, небритый лобок это как бы густой темный лес нашей родины, тайга, символ непроходимой дремучести, тёмного царства, полного диких зверей, ведьм, леших и болотных чу... И тут я поняла, что за все это время вляпалась в его символизм без малого полторы сотни раз и теперь мне от этого никак не отвертеться, потому что изначально я позировала даже не для личного фотоархива, а для того, что он называет (да и я называла) концептуальным искусством, искусством политического высказывания, новым авангардом, чем только не определял, но никогда тем, чем в действительности является - херней.

Так вот об ассоциациях. У Саксона Грамматика в "Деяниях данов" Хель, скандинавская богиня смерти и владычица загробного мира, упоминается как Прозерпина, которая была дочерью громовержца Юпитера, брат которого, Плутон, выкрал ее и снасильничал среди своих подземных богатств и ужаса. То есть понимание искусства как такового между нами разнится с самого детства, когда я на даче у бабушки, боясь выходить на улицу из-за вездесущей крапивы и комаров, сидела в библиотеке и читала толстенные книги издательства Академии Наук СССР, где мифы греков, римлян, скандинавов, славян, индийцев и персов, индейцев и кельтов были сопровождены обширными комментариями академиков, и когда он штудировал историю древнего мира по комиксам серебряного века с комментариями фанатов на фочане. Да, я старомодна. А еще он говорит, что я снобистка. СНОБИСТКА. Подозреваю, что этим словом он хотел сказать, что я женского пола и выделываюсь знаниями. Тогда уж снобка. Франтка. Хлыщка. Ханжиха. Может, проще сразу гадина и всё? Много обширнее, но я там сама как-нибудь разберусь по ситуации... Кстати о гадах. В славянском мире гадов ползучих принято было относить к хтоническим чудовищам, к ним же относились у греков и олимпийские музы. Такой же хтонической гадиной у скандинавов была и Хель. Даже как-то приятно. Богиня. Повелительница мира мёртвых. Да чтоб ты сдох, милый. Иди ко мне.

Йон Бауэр, «Фенрир отгрызает руку Тюру»
Йон Бауэр, «Фенрир отгрызает руку Тюру»

*отрывок из повести "Легион"