Найти тему
Миг Вечности

"Старого хрыча " греки называют русским нелитературным словом

Оглавление

Фото из Яндекс картинки
Фото из Яндекс картинки

Помню в детстве, когда приезжала в деревню к бабушке, часто слышала разговоры старушек, где они упоминали некоего «старого хрыча».

Ох, до чего же чудно было это слышать... Ну, старый, допустим, понятно. А вот почему хрыч-то?... Но как я не допытывалась, а вразумительного объяснения так и не могла добиться.

«Да занудные они старики все, ворчливые, на старости лет с ума сходят» - говорили мне всегда.

«Так значит ворчливая старуха называется хрычиха?» - спрашивала я. В сказке «О золотой рыбке» старуха ещё та ворчунья... А старичок-то добродушный, безмолвный.

Да нет, внученька, «хрыч» – это только старик. Мужики в старости хуже баб. Вот вырастешь и сама поймешь.

Пришлось расти и ждать, когда само это понимание придёт. Ну, и дождалась наконец-то. Теперь понятно стало, что скрывали от меня бабушки.

Образы "хрычей" в русской литературе

Но вначале, конечно, ответы я искала в русской классике.

Пушкин, Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Островский. У всех фигурирует этот «старый хрыч» в разных ипостасях.

"Доходное место" (Островский А. Н., 1856)

Островский А. Н  "Доходное место"
Островский А. Н "Доходное место"

«Жадов (один). Что этот старый хрыч разворчался! Что я ему сделал! Университетских, говорит, терпеть не могу. Да разве я виноват? Вот и служи под этаким начальством. А впрочем, что же он мне сделает, коли я буду себя вести хорошо? А вот как вакансия откроется, так, пожалуй, местом и обойдут. От них станется.»

"В чужом пиру похмелье" (Островский А. Н., 1855)

Аграфена Платоновна. Не тысячу же лет этот старый хрыч жить будет. Потерпите маленько, а потом сами барыней будете. Оно, точно, вам будет не сладко; да денег-то у них, у леших, больно много. Зато что захотите, муж все для вас будет делать, разве только птичьего молока не достанет.

Масоны (Писемский А. Ф., 1880)

Я недаром еще раньше говорил, что она была женщина, несмотря на свою грубоватую простоту, тонко понимавшая жизнь, особенно дела сердечного свойства, и ясно уразумела, что Сусанна Николаевна заискивает в ней, в надежде получать от нее сведения об Углакове, а что супруг ее хоть и умный, по слухам, мужик, но ничего того не зрит, да и ништо им, старым хрычам: не женитесь на молодых!

Кто же такой "старый хрыч"?

Изучая образы этих «хрычей», вывод сложился сам собой. Все эти мужички хоть и старые, но вполне ещё обладают мужской силой. Неугомонные поэтому, на молодух заглядываются. Свои-то старые жёны их уже не удовлетворяют, о собственной дряхлости напоминают. А ведь так не хочется с этим мириться!

Зажиточные «хрычи» могут позволить себе жениться на молоденьких. Мечтают о теле молодом и крепком, надеются, что их осчастливят. Но не тут было... Ожидания совсем не соответствуют действительности. И начинают у «хрыча» вылезать наружу все его потаённые пристрастия и неприятные черты. То ревность беспочвенная, то брюзгливость безмерная. Сам себе не рад, да сделать ничего не может.

«Неравный брак» (1862), Василий Пукирев
«Неравный брак» (1862), Василий Пукирев

И ходит этот мужичок сердитый на весь белый свет.. Ворчит, поучает всех, претензии необоснованные предъявляет. И всё потому, что на уме только одно - неудовлетворённое достоинство мужское. И рад бы что-то изменить, да не может, не привык на другое переключать энергию свою.

То ли дело женщины. Им просто некогда зацикливаться на своих физических недомоганиях или сексуальных желаниях. Во-первых, женщине всегда в первую очередь нужна ласка, слово приятное. «Женщина любит ушами» И это верно. Как и то, что мужчина любит глазами.

Но тут ещё дело в другом. Женщины вообще народ более сознательный. На них большая ответственность лежит. За детей, семью. Они способны забывать о себе во имя близких. А мужчина только на войне может жертвовать собой, когда о том, что ниже пояса не думает.

Вот и получается, что мужичок, у которого с этим всё в порядке, но нет "зазнобы" рядом, становится крайне неприятным типом. Особенно, если и характер не ахти и по молодости себя не воспитывал. Вот о таких и говорят в народе: « Совсем одурел, старый хрыч»!

А вот в Греции такие особенности характера называют словом «hui» [хуи]. Не всякие, а именно те, которые очень сильно мешают другим жить.

О таких несносных и занудных мужчинах здесь говорят: « Его χούι даже со смертью не уйдёт». Песни об этом слагают, смеются над собой. Правильно, наверное. Здоровая самокритика помогает справиться с навязчивыми идеями. Тем более, когда не можешь повернуть время вспять.