В 1684 году губернатор Новой Франции Ла Барре решил перенести военные действия с Союзом ирокезов на их Родину - южный берег озера Онтарио. Как это часто бывало в Северной Америке собственных сил у французов не хватало. Поэтому было решено обратиться за помощью к Озерным индейцам - оттава, оджибве и поттаватоми, жившим по берегам озер Верхнее, Мичиган и Гурон.
Эмиссарами, должными побудить северных индейцев вырыть топор войны против ирокезов, были выбраны Николя Перро и Дэниэль Дюлут. Общими усилиями им удалось собрать около 400 воинов из разных племен, основная часть которых была из оттава.
Это был самый первый из многочисленных военных отрядов, которые станут покидать безопасность северных озер, чтобы сражаться за интересы Франции на востоке континента.Так будет происходить вплоть до 1760 года, пока Британия не завоюет Канаду,
Сборный отряд из индейцев, курьер де буа и нескольких французских солдат возглавлял Перро, который был вынужден постоянно подпитывать энтузиазм индейских воинов, вообщем-то с неохотой пустившихся в долгий поход. Для озерных индейцев, которые вели войну как по религиозным, так и по политическим причинам, военный проект французов с самого начала не вызывал восторга.
Самострел
По пути между современным Сагино на озере Мичиган и рекой Детройт между озерами Гурон и Эри французский солдат случайно (!) застрелился из собственного мушкета. Для индейцев, видящих в каждом явлении волю Великого Духа, это было дурное предзнаменование.
Этого случая вполне хватало, чтобы туземные воины повернули назад. Николя Перро приложил немало усилий, чтобы уговорить индейцев продолжать поход.
Братоубийство
Когда флотилия сборного отряда спускалась по реке Детройт, с берега вводу бросилось стадо, чем-то напуганных лосей. Животные оказались среди военных пирог и каноэ. Один молодой воин оттава пытался обстрелять их, но пулю получил не один из лосей, а его собственный брат, который сидел и греб впереди.
Вскоре индеец скончался от полученной раны, за ним последовал и братоубийца, как сообщается он "умер от горя". И снова Перро убедил индейцев продолжать движение в сторону страны ирокезов.
Не реви как лось
Когда отряд пришел в страну ирокезов, оттава отправили вперед разведчиков и определили место встречи с основными силами. Несколько индейцев, первыми нашедшие французский лагерь, развлекались тем, что соревновались кто лучше изобразить рев лося. Был конец августа-начало сентября, период когда у лосей начинается брачный сезон.
Их подражание было настолько успешным, что из лагеря вышел француз с ружьем и выстрелил в кусты от куда ревел "лось". Пуля ранила одного из разведчиков. После этого инцидента искусству убеждения Перро был брошен реальный вызов, чтобы убедить индейцев не только остаться, но воевать.
Как сообщал Перро, к этому времени некоторые оттава уже были готовы напасть на своих бледнолицых союзников, поскольку, как они правильно отмечали, «французы убивают нас, а не ирокезов».
Последствия
Как оказалось, ирокезы были заранее предупреждены о намерениях французов благодаря неумелым переговорам французского губернатора Ла Барре. Лагерь основных антиирокезских сил был расположен в неудачном, заболоченном месте, начались болезни, ощущалась нехватка провизии.
Затем французы были вынуждены подписать унизительное мирное соглашение с ирокезами, которое давало временную передышку европейским поселениям в долине Святого Лаврентия в обмен на отказ французов от защиты индейцев Иллинойса.
Источник: Rites of conquest : the history and culture of Michigan's Native Americans / Charles E. Cleland.
Более расширенное повествование о противостоянии французов и ирокезов в конце 17 века вы можете прочитать в моей статье - Роковая война Франции против Союза ирокезов.