Где-то в благополучной-преблагополучной Швеции, в суровой-пресуровой психушке для самых опасных преступников, похожей на санаторий с крепкими замкАми, сидит Стуре Рагнар Бергуолл, более известный как Томас Квик. Это самый кровавый серийный маньячила в истории Швеции. Он добровольно сдался полиции после вооруженного ограбления и уже в лечебнице признался в 30 убийствах на территории скандинавских стран, доказаны были только 8. Да, конечно, до наших чикатило и попковых ему далеко, но Швеция - маленькая тихая страна, и масштабы маньячил тут тоже поменьше. Впрочем, специалистам и общественности признаний Стуре-Томаса хватило с лихвой - он рассказывал леденящие душу подробности своих деяний, в числе которых и каннибализм. Вроде бы все понятно - вор (то есть душегуб) должен сидеть в тюрьме, вот и Квик никогда не выйдет на свободу. К тому же и новое имя он взял в честь своей первой жертвы, и на прогулках он ходит строго по восьмерочке. Смакует восемь доказанных убийств? Осмысливает бесконечность своего заключения?
Но эта судебно-психиатрическая идиллия не дает покоя талантливому криминальному журналисту Ханнесу Ростаму (Йонас Карлссон, вы его наверняка видели в роли Матиаса в "Снеговике" по Ю Несбё). Отсутствие единого почерка убийцы (жертвы - супружеская пара, а также дети и взрослые разных возрастов и внешности) смущает его. Он нанимает прелестную помощницу Йенни Кюттим (Альба Аугуст, "Быть Астрид Линдгрен"). Проблема только в том, что товарищ-то давно не общается с прессой. Йенни предлагает Ханнесу написать Квику бумажное письмо, и тот неожиданно отвечает. Ханнес погружается в дело с головой - ездит к нему, без конца пересматривает видео следственных экспериментов... А маньяк оказывается милейшим бородатым очкариком, искренне радующимся свежим булочкам и возможности узнать, что же такое мобильный телефон. И чем больше они с Йенни изучают материалы дела, тем больше у них сомнений в том, что Томас-Стуре совершил все это...
Этот триллер необычен тем, что здесь нет захватывающих погонь, томительных выслеживаний, допросов с пристрастием. "Идеальный пациент" состоит из красот северной природы и бесконечных разговоров Ханнеса и Томаса, в результате которых само понятие справедливости и неотвратимости наказания, эффективности психиатрии и психофаркологии ставится под большое сомнение. Да, в фильме есть несколько эмоциональных пиков - без них было бы скучновато. Но если смотреть чуть глубже, то получается, что "Идеальный пациент" - это фильм о Жизни и Смерти вообще. У вроде бы безжалостно отнимавшего жизни Квика своя драма, а у Ханнеса, как выясняется по ходу пьесы, - своя, и она тоже неразрывно связана со смертью. В фильме нет ни бегства от смерти, ни болезненного смакования ее, чем часто грешат детективы и триллеры. Жизнь и Смерть идут рядом, плавно и неспешно меняясь местами, перетекая друг в друга. Это скорее восточный подход, чем западный с его вечной попыткой укрыться, убежать, спрятаться от конечности земного существования. Потому даже драматические сцены здесь поданы как-то камерно и уютно, по-домашнему. Это довольно необычно. Обратите внимание на финал - редко кому удается сделать его одновременно таким милым... и страшным.
Самое удивительное, что фильм основан на реальных событиях, и журналисты получили за это расследование несколько премий. В общем, два часа смотрятся на одном дыхании, и лично я наверняка буду пересматривать. Ваше мнение, как всегда, очень интересно!