Сегодня я хочу поподробнее остановиться на истории и понимании, что такое диафрагма в фотоаппарате
Так же как и слово фотография, слово диафрагма древнегреческое и означает "перегородка". Это приспособление позволяет регулировать диаметр пучка света, попадающий через "глаз" (объектив) на матрицу. Всего есть три типа диафрагм:
Револьверная - ее мы можем видеть на фотоаппаратах XIX века.
Вставная - набор пластин с разными отверстиями, вставляемыми между линзами
И, наконец, ирисовая, применяемая во всех современных объективах с возможностью смены глубины резкости.
Диафрагма определяется с помощью так называемой шкалы диафрагм. На объективе нашего фотоаппарата можно увидеть шкалу со следующими значениями: F/число. Число означает, насколько широкая диафрагма, что, в свою очередь, определяет экспозицию и глубину резкости. Чем меньше число, тем шире отверстие. Фотографы еще используют термин "открытая дырка".Так вот, число показывает не размеры дырки, а размеры площади перегородки.
Насколько мне известно, самая маленькая глубина резкости на сегодняшний день есть в объективах Carl Zeiss и Fuji - f/0.7.
Пожалуй, только художественный портрет одного объекта с полным размытием всего, что вокруг можно хорошо снять на таком значении диафрагмы. Правда, это самая большая светопропускная способность, позволяющая снимать в слабом свете. Высокая стоимость таких объективов и узкое поле применения делает их скорее игрушкой в руках фотографа-исследователя, чем полезной лошадкой. "Рабочие" диафрагмы начинаются со значения f/2.8 и заканчиваются f/22
Самое большое значении диафрагмы объектива - f/64. Есть история про группу фотографов с одноименным названием. Ансель Адамс с единомышленниками, решили отказаться от, как они сформулировали в своем манифесте 1932 года, "пикториальной" фотографии. На широкоформатную камеру одели объектив с самой "закрытой дыркой" и стали делать кадры с резкостью по всему полю. Они это назвали "чистая фотография". Как эпизод в истории фотографии, несомненно, это интересно. Но все же противоестественно.
Вот на этой фотографии дальний план с горами очень четко выглядит наряду с четкостью коряги на переднем плане. Наш глаз обязательно "размыл" бы что-то из этого. Резкие снимки не оставляют никакой загадки. Хотя есть, наверное, техническая съемка, когда это может быть применимо.
Спасибо за внимание, ваша Елизавета Яхно.
Продолжение следует...
А предыдущую статью можно прочитать здесь