Мольбы невестки не тронули холодного сердца Юлианы-Марии. Не для того она столько времени выслеживала английскую принцессу, не для того так тщательно готовила ловушку для жены пасынка. Стоило подождать несколько лет, чтобы, наконец, полностью прибрать к рукам датское королевство. Но старалась она не для себя, а для сына. К большому сожалению для Юлианы-Марии, наследником престола был не он, а безумный пасынок. Устранив его неверную жену, она расчищала себе путь к власти.
Юлиана-Мария оказалась так близко к датскому трону… по воле случая. Дочь герцога Брауншвейгского, родившуюся 4 сентября 1729 года, не рассматривали в качестве жены короля Фредерика V. Тот овдовел, нуждался в супруге, но выбор собирался сделать в пользу английской принцессы. Увы, в Лондоне не нашлось девушки подходящего возраста, а друг государя, Адам Готтлоб Гольтке, вовремя увидел портрет немецкой красавицы! Картину показали королю, тот одобрительно кивнул и дал поручение устроить брак.
Спешка огорчила датчан. Они очень любили прежнюю королеву, покойную Луизу Великобританскую, а тут какая-то немка! Свадьба 7 июля 1752 года была скромной, но и новая датская правительница держалась очень сдержанно. Юлиана-Мария Брауншвейгская получила строгое воспитание, родители не слишком усердствовали, чтобы дочь была разносторонне образованной. Но королева если и не блистала в науках, обладала практичным умом и ловко подмечала детали. А потому, едва оказавшись в Копенгагене, принялась усердно учить датский язык – чтобы нисколько не отставать от предшественницы.
Уже в 1753 году у Юлианы-Марии родился сын, Фредерик. В такой ситуации любая королева купается в любви, но здесь вышло иначе. Государыня не умела располагать к себе. Эта тактичная, собранная, всегда идеально выглядевшая молодая женщина была слишком холодной. Она не могла заразительно смеяться, ей были чужды бурные вспышки гнева – словно статуя с неживым сердцем.
Корона недолго венчала ее голову: в 1765 году король заболел, а в следующем скончался. Теперь трон по праву принадлежал его старшему сыну от первого брака, психически нестабильному Кристиану. Новый государь пропадал в «домах удовольствия», тратил деньги, приближал к себе сомнительных личностей. Скорая женитьба на кузине, англичанке Каролине-Матильде, нисколько его не изменила. А мачеха негодовала. Раньше между ее сыном и престолом стоял только Кристиан, а теперь невестка создаст и другие «препятствия».
Король Кристиан вел себя отвратительно, а его юная жена завела себе обожателя. Неопытной глупышке не хватило ума, чтобы это скрывать. Юлиана-Мария холодно наблюдала за происходящим. Она ждала. Когда молодая англичанка родила внебрачную дочь, и только ленивый в королевском дворце не называл девочку бастардом, она почувствовала, что пора действовать.
Переворот был совершен ночью 17 января 1772 года. Накануне, собрав все улики, датская королева выложила пасынку правду о его жене. Ордер на арест был подписан, Каролину-Матильду и ее кавалера Струэнзе арестовали. Девушка умоляла свекровь пощадить ее, но холодная королева и на этот раз не изменила себе. К чему уступать? Кристиан, теряющий остатки рассудка, больше не был помехой. Наступил момент, когда Юлиана-Мария могла самостоятельно править Данией.
С точки зрения закона, у вдовствующей королевы не было никаких прав на ведение дел в государстве – полномочия передали ее сыну Фредерику. Но именно Юлиана-Мария спокойно, с абсолютно холодным сердцем, занималась всем. И этот период в истории Дании все единодушно считают одним из самых благополучных в XVIII веке: открылась фарфоровая фабрика, расцвела торговля, в каждом доме почувствовали, как вырос достаток.
На протяжении долгих лет королева Дании лелеяла мечту о возвращении на родину своего брата, принца Антона Ульриха. Еще когда она была девочкой, принц уехал в далекую Россию, чтобы царствовать вместе с Анной Леопольдовной. В суровом северном краю его ждала невеселая судьба: престол захватила дочь Петра Великого, Елизавета, и принца со всей его семьей отправила в ссылку в Холмогоры.
Юлиана-Мария не один раз обращалась к правительству России с просьбой отпустить ее близких. Антон-Ульрих не дождался возвращения – он умер в 1774 году, еще раньше погибла его жена и один из сыновей, наследник российского престола Иоанн VI. Оставались четверо племянников, которых императрица Екатерина Вторая, после длительной переписки с Данией, все-таки передала в Копенгаген. Юлиана-Мария добилась своего!
В 1784 году подросший сын безумца, 16-летний кронпринц Фредерик (его звали также, как сына Юлианы-Марии) взял власть в свои руки, совершив новый переворот. Возразить было нечего: у него имелись все законные основания для этого. Королева удалилась в замок Кристианборг.
В последние годы спокойствие Юлианы-Марии подвело ее: большое впечатление на королеву произвели революционные события во Франции, и она очень боялась их повторения в Дании. Когда в 1794 году сгорел Кристианборг, королева посчитала, что это дело рук революционеров.
Юлиана-Мария Брауншвейгская умерла в 1796 году. Ее сын так и не стал королем Дании – мечта не сбылась. Но в 1839 году трон занял ее внук. Кстати, фарфоровая фабрика, основанная королевой, и сейчас носит ее имя.
#наука #биографии #история россии #дворцы
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей, посвященных истории Европы и России!
И не забывайте про Лайки: они помогают развитию канала!