С малым бизнесом все грустно: 93% новых организаций не доживают до трех лет. Прошлый год это подчеркивает: в России обанкротилось в 2,14 раза больше компаний, чем открылось.
Почему?
1. Малому бизнесу тяжело из-за конкуренции. Небольшая кофейня борется за кошелек потребителя не только с такими же кофейнями, но и с крупняком вроде Кофемании.
2. Люди беднеют — меньше тратят. Значит, кофе не на вынос, а дома из кофеварки.
3. Предприниматели переоценивают рынок или свой продукт. Потому что не знают свою аудиторию, конкурентов и возможности рынка. Это как открыть кофейню в спальном районе в надежде на чудо.
4. Предприниматели не доверяют специалистам, хотя и сами не разбираются в маркетинге. Гонятся за подписчиками в инсте, потому что это модно, а не зачем-то конкретно. Утверждают дизайн, потому что он по душе жене, а не целевой аудитории. Участвуют в выставках, где заявился конкурент, потому что «мы не хуже». И далее по списку.
Для решения таких проблем обычно и нужен маркетолог. Но реальность другая: маркетологи заняты обслуживанием банкетов, желтых ценников, баннеров и других поручений руководства. Комплексная работа по продвижению даже не начинается, а в приоритете — текучка. Это потому, что у руководителя уникальный дар предпринимательской прозорливости, ему лучше знать, что важнее. В конце концов, кто заказывает музыку?
Выходит, маркетолог в России — это административный менеджер с креативным уклоном.
Это, конечно, можно списать на нехватку ресурсов, дедлайны, борьбу за выживание. Но и хватаясь за все подряд без ясной стратегии и осмысленных приоритетов, не получится ни управлять маркетингом, ни ожидать от него результатов. Поверхностные продукты никому не нужны.
Как быть?
Ответ в том же маркетинге, просто копнуть нужно глубже. Маркетинг — это не только про сториз в инсте или баннеры для наружки. Маркетинг влияет почти на всю организацию:
• Бизнес. Маркетинг помогает создать продукт, который нужен людям. Специалисты выявляют, кто целевая аудитория, какие у неё проблемы, на каком рынке и с кем предстоит за неё бороться. Аналитическая поддержка стратегических решений — одна из главных функций маркетинга.
• Корпоративная культура. Чтобы завоевать доверие внешнего клиента, важно завоевать доверие внутреннего. Компания с привлекательной культурой, где ясные цели и сильные ценности, всегда обладает аурой притяжения. Маркетинг в связке с HR как раз и помогает построить такую культуру.
• Упаковка. Определились с ценностями и изучили свою аудиторию. Теперь нетрудно визуализировать, как должна позиционироваться и выглядеть компания или продукт. Остается построить мосты с аудиторией с помощью ассоциаций, дизайна и тональности коммуникации.
• Продвижение. Компания активизирует все то, к чему готовилась: общается со своей аудиторией, с нужной тональностью, на понятном дизайн-языке, движется в рамках стратегии и по заготовленным планам. Именно здесь подключаются все онлайн и офлайн-инструменты продвижения.
• Клиент. Привлечь клиента мало, его ещё нужно простимулировать сделать покупку, обслужить, удержать, а затем все посчитать.
Особенно важна аналитика. Здесь нужно оценить эффективность маркетинга: сверить KPI, выявить потери на всех этапах воронки, избавиться от неработающих гипотез и развить работающие.
Это все про системность — маркетинг нельзя считать чем-то обособленным, он существует во всех плоскостях создания ценности. Углубление в каждую дает возможность найти свою уникальную суперсилу.
Тем более проблемы бизнеса и коронакризис не оставляют выбора. Чтобы не затеряться в современных джунглях, нужно быть мегаконкурентным. Моя задача — тебе в этом помочь.
Путь Пантеры начинается!