Смерть всегда где-то рядом. Когда родилась Марго, я ощутила помимо сумасшедшей волны любви ещё и другое сильное чувство — страх. Страх, что с моим ребёнком что-то может случиться.
Смерть — естественное окончание жизненного цикла. И если задуматься, она и правда всегда рядом.
Утка, смерть и тюльпан
Однажды Утка увидела, что за ней следом ходит Смерть. Череп, рукавички, клетчатое платье. Глазки-бусинки и улыбка. В общем-то, вполне дружелюбное и милое создание, которое всегда носит с собой тюльпан.
Готовит ли Смерть нам болезни и беды? Нет. Их готовит жизнь. Утка постепенно это поняла, подружилась со Смертью. В момент, когда Утка умерла от старости, рядом была именно она — верная подруга Смерть. И тюльпан...
Я читала эту книгу сразу обеим дочкам. Эля в конце зарыдала в голос, а когда проревелась у меня на руках, попросила перечитать книгу (не стала этого делать, отвлекла дочку). Вечером она попросила прочитать книгу папу, и опять рыдала!
Флон-Флон и Мюзетт
Маленькую антивоенную книгу читала тоже обеим дочкам, они не плакали, но в первое прочтение плакала я. Небольшая книжечка с такими трогательными иллюстрациями, простой, но одновременно глубокой историей о зайчиках, чью любовь разделила начавшаяся война.
В книге очень много символов, я не буду их расписывать, об этом лучше прочитать на страничке изд. Самокат в инстаграме.
Расскажу о реакции детей.
Есть иллюстрация, где папа вернулся с войны без ноги и с костылём. Эля пытается нас всех убедить, что он просто «отбросил» лапку назад, то есть в колене согнул и прижал к бедру, поэтому не видно. И даже демонстрирует!
Я понимаю, что Эля маленькая, ей ещё нет 3 лет. И предвосхищаю вопрос, зачем вообще маленькому ребёнку читать о войне и смерти? Зачем знать, что на войне отрывает конечности и умирают, причём не зайчики, а люди.
Я своим детям рассказываю, что война — это зло. День Победы это не про танки и салют, а про благодарность, что та война осталась в прошлом, что наш народ выстоял, что мои дети не знают, что такое война на своей шкуре.
Война — это страх, боль, разлука, смерть. Поэтому такая книга нужна и важна, и в 3 её можно читать. Эля понимает не всё, но что-то понимает точно.
Вечером Эля сама попросила прочитать ей «книгу про зайчиков», я обшарила все полки, все места, где могла быть книга — нигде нет! От отчаяния решила заглянуть в рюкзак, с которым она играет в космонавта и ходит с сестрой в игровые походы, книга оказалась там. Всё своё ношу с собой!
И ещё по поводу смерти и зачем так рано о ней говорить. Рита с 3.5 лет терзала меня каждый вечер, что ей делать, когда я умру. Каждое укладывание проходило в рыданиях. Эля сейчас в 2.7 очень часто спрашивает, почему умер наш кот, его не стало в конце марта.
Если у ребёнка есть вопрос, на него стоит ответить. И книги в этом очень помогают. У Марго, ей почти 7 лет, обе книги вызвали море вопросов. Она вновь и вновь возвращается к разговору. Я уверена, что это правильно — не бояться отвечать правду на сложные вопросы: о зачатии, рождении, смерти, физиологии, войне. Для этого я ищу подходящие книги и читаю их с детьми.