Привет, Макки! Прочитали еще одну классную книгу, автор которой в России известен большинству людей, которые интересуются кино. Александр Роднянский в "Выходит продюсер" рассказывает о детстве в семье режиссеров, опытах в документальном кино, работе в Европе и украинском телевидении. Собрали все, что больше всего понравилось в одну статью.
- Когда только знакомишься с профессией:
Именно продюсеры определяют лицо современного западного мира, адресуя свои фильмы миллиардам зрителей. Они упаковали новые смыслы в такие формы, что смыслы овладели людьми, и жизнь поменялась.
Продюсер - это не тот, кто просто находит деньги, это в первую очередь тот, кто находит способы реализации идеи.
Каждый из нас занимается продюсированием каждый день и реализует проект под названием Жизнь. Мы ставим цели и пытаемся найти путь к ним, соединяем разрозненные элементы, представляем результат еще до начала работы. Так же и продюсер решает, как именно идти к цели, какого привлечь режиссера, сценариста какого результата можно ожидать.
Продюсирование – это подход к жизни.
У многих очень скептическое отношение к профессии продюсера отчасти и потому, что в российском кинобизнесе царит разврат. Часто именно отношения людей, а не коммерческий потенциал проекта играют большую роль при выборе того или иного проекта. Средства добываются через связи в государственных структурах, а зарабатывают люди скорее на дележе, а не реальном успехе проекта.
Тем временем общественные и политические деятели регулярно призывают конкурировать с американским кино, говорят о том, что российское кино должно наконец отвоевать зрителя у голливудской продукции. Но при такой системе как у нас, конкурировать с американским кино в России могут только самостоятельные, а не государственные проекты и творческие люди, которые чувствуют свою аудиторию и делают все искренне.
И обязательно рискующие. А таких – единицы, как и вероятность того, что кино которое они делают дойдет до зрителя. Ведь в индустриальном масштабе наиболее распространенная форма создания коммерчески успешного кино – это прямое копирование продающихся западных фильмов.
Логика примерно такая:
Достаточно заменить например «Американскийй пирог» на «Русские блины» - и можно предлагать зрителю.
Теперь, когда технологические возможности кино совсем иные, функции режиссуры значительно изменились. Сейчас мы живем в эру, когда времени великих одиночек, выдающихся творцов приходит конец. Теперь на место таких выдающихся личностей как Феллини, Бергман, Антониони заступают продюсеры, которые и принимают решения, как что и зачем снимать.
Опыт всех успешных продюсеров говорит: никогда не закрепляйся в жизненных завоеваниях и даже успехах, никогда не останавливайся, двигайся дальше. А еще он говорит, что само существование этой профессии – утешительное сообщение всем предприимчивым и неугомонным, всем, кто не мечтает о «заслуженном отдыхе», этом самом очевидном результате быстрого и порой случайного успеха о ранней пенсии с ее неизбежной экзистенциальной тоской. Если вы действительно продюсер, вы никогда не затоскуете.
Александр Роднянский начал работать продюсером в Германии, где жил его двоюродный брат. Вместе они открыли компанию по производству документальных фильмов и с этого все началось. Автор достаточно подробно рассказывает о начале своего пути и том, как он понял, что ему нравится именно продюсирование.
Начав работать сперва на себя, будучи независимым европейским продюсером Роднянский ежедневно учился всему на своих же ошибках, теории не было, только практика.
Одно понятно – ты делаешь выигрышный фильм или провальный, держишься на лаву или тонешь.
За спиной оставались развалины советской киноиндустрии и безработные коллеги-кинематографисты впереди – новый мир европейских фондов и институций, который больших доходов не сулил, но давал шанс реализовать идеи – и мои и друзей.
О работе на телевидении:
Задача телевидения предполагает главным образом обсуждение «настоящего времени». Когда оно не прислушивается к общественным вызовам, выполняет функции не связанные с самым важным, что есть в сфере общественной жизни, оно теряет активных, интеллектуально мобильных и вовлеченных в социальные процессы зрителей. Это и происходит в России – телевидение перестало отвечать на вопросы, которые стоят перед страной и волнуют мыслящую аудиторию.
При этом для большинства – это до сих пор главный источник информации. Советское ТВ в нашей стране выполняла функции педагога-ментора, оно критиковало, отчитывало, иногда наказывало, учило и наставляло. Сейчас же телевидение сменило интонацию на приятельскую, село на скамеечку рядом с теми, кого раньше учило смотреть и развлекаться. В 2000-е экономическая стабилизация и победа потребительского спроса открыли путь для консьюмеристского ТВ. Теперь правила устанавливает клиент-зритель, а не заказчик.
Желание аудитории следует не только исполнять, но и предвидеть.
Интуиция, способность чувствовать свою аудиторию это важное качество для успеха любого проекта, которое обеспечивает его долголетие или провал, в случае отсутствия этих качеств. Продюсер постоянно должен находиться в поиске свежих идей, даже если все, что он делает сейчас находится на самом высоком уровне. Нельзя дожидаться момента, когда у зрителя появиться ощущение заевшей пластинки.
Есть две основные стратегии развития телевидения:
- стратегия коммерческой эффективности
- стратегия качества продукта.
Стратегия коммерческой эффективности предполагает, что ты стараешься получить отдачу с каждого потраченного рубля. Например, многие компании как можно дешевле покупают контент ( но ни в коем случае не производят сами), к примеру сериал, который уже показал свою беспроигрышность в эфире, а затем ставят его в сетку. И вот сетка канала вся представляет собой плейлист из качественных и популярных сериалов или фильмов.
Стратегия качества продукта предполагает улучшать содержание канала, делать его интересным и оригинальным и за счёт этого одерживать победу в конкуренции. Это гораздо более рискованная и трудоемкая стратегия, которая требует инвестиций, таланта, времени и усилий. Зато она эффективнее для прорывного успеха компании, как имиджевого, так и финансового и зрительского.
В те времена, когда Роднянский работал на каналах 1+1 и СТС именно этой стратегии там придерживались. Канал 1+1 покупал качественное кино, и каждый день на украинском тут показывали Скорсезе, Серджио Леоне, Джармуша и так далее. И это в итоге принесло каналу значительные рейтинги. В 1996 году казалось, будто кроме этого канала в стране больше ничего не смотрят.
Газетные статьи, уличные разговоры, дискуссии в кафе – все было тем или иным образом связано с программами нашего канала.
Основные показатели для телевидения – это доля и рейтинг. Исходя из них определяется стоимость рекламного времени в различных передачах. Первое показывает процент телезрителей, которые смотрели канал в то или иное время, а второе – процент от общего числа зрителей в целом.
Но когда случилась оранжевая революция 1+й превратился в бизнес и основным показателем стало извлечение прибыли в интересах акционеров.
Невозможно ожидать стопроцентного исполнения договоренностей и целей, когда продюсируешь проект, приправленный политикой, все может поменяться, когда угодно.
Политика всегда превращает телевидение в инструмент пропаганды, таковы правила.
Когда Роднянский перешел на другой канал не было даже вопроса, где искать людей для нового канала. Конечно не на телевидении, а на киностудиях, где работали люди, создававшие знаменитые и любимые зрителями фильмы, завоевывавшие призы на международных кинофестивалях. Студии были местами, где рождались идеи, это были места силы.
Продюсер – это конечно предприниматель, человек, который берет на себя полноту финансовой и прочей ответственности за проект. Но бизнес продюсера – это бизнес творческих решений.