Друзья, приглашаю полюбоваться изделиями Артёмовского фарфорового завода на Дальнем Востоке, в особенности – моими фаворитами – чайным сервизом формы «Бочоночек» и кофейным сервизом формы «Снопик» в стильных вариантах графического декора 1960–1970-х годов.
Источник: Архивный отдел администрации Артёмовского городского округа. Фонд № 5. Артёмовский опытно-экспериментальный фарфоровый завод Приморского управления легкой промышленности г. Артём Приморского края.
Артёмовский фарфоровый завод
1964 – Артёмовский фарфоровый завод.
1965 – Артёмовский опытно-экспериментальный фарфоровый завод.
1992 – Товарищество с ограниченной ответственностью «Артёмфарфор» / Закрытое акционерное общество «Артёмфарфор»
1997 – Общество с ограниченной ответственностью «Керамика».
1998 – Общество с ограниченной ответственностью «Артёмовский фарфоровый завод».
2003 – На основании решения Арбитражного суда от 23 июля 2003 года ООО «Артёмовский фарфоровый завод» признано банкротом.
По предложению властей Приморского края в 1955 году было решено построить фарфоровый завод в посёлке Угловое для создания рабочих мест жёнам шахтёров. Сырьём являлись: фарфоровый камень (дацит) гусевского месторождения (Хасанский район), также приморский полевой шпат и кварц, украинский пластичный каолин и глина из Иркутской области.
Строительство завода началось в 1958 году. В 1964 году, когда строительство завода подходило к концу, заключили договор на обучение около 100 специалистов с Дулёвским и Дмитровским фарфоровыми заводами. Заключили договор с Научно-исследовательским керамическим институтом в Ленинграде. Часть ведущих специалистов была приглашена с действующих заводов – это скульпторы, художники, модельщики, технологи. Первый и в будущем ведущий скульптор А.С. Песегов – один из приглашённых на работу с Хайтинского фарфорового завода Иркутской области. Живописцев в 1964 году было 20 человек.
В декабре 1964 году был подписан акт о сдаче завода в эксплуатацию. 6 марта 1965 года вышла первая фарфоровая тарелка. 16 марта 1965 года первая продукция завода поступила в торговые организации Приморья. К 1967 году завод освоил проектную мощность – 3 миллиона изделий в год. Ассортимент составлял около 70 наименований. Фарфор поставляли до Урала.
Уже в 1966 году Художественный совет Приморского отделения лёгкой промышленности дал оценку «отлично» сразу двум новым видам продукции Артёмовского фарфорового завода. Это были чайный сервиз «Север» и чайно-кофейный сервиз «Золотые листья» (автор формы – А.С. Песегов, автор росписи – В.И. Прочко). Их признали соответствующими мировым стандартам и отобрали для советской Торгово-промышленной выставки в Японии.
В 1966 году чайный сервиз «Север» экспонировался на международной Торгово-промышленной выставке в городе Осака.
Чайно-кофейный сервиз «Золотые листья» экспонировался на Всемирной выставке «ЭКСПО-67» в Монреале. В 1972 году А.С. Песегов получил первую премию ВДНХ (г. Москва) за чайный сервиз «Золотые листья» и стал лауреатом Всесоюзного конкурса газеты «Известия» на лучшие товары массового спроса.
В 1972 году был введён в эксплуатацию новый живописный цех. В июне 1973 году двум тонкостенным сервизам присвоен Государственный Знак качества, а вся продукция отнесена к первой категории качества. Специалистами особо отмечены самобытность форм и рисунков выполненных артёмовскими художниками и скульпторами. Ими создан неповторимый фирменный стиль.
К 1975 году производство на заводе увеличилось до 6 миллионов изделий. К этому времени на предприятии работало 960 человек.
Завод был постоянным участником союзных и зарубежных выставок, всегда получал высокие оценки. В 1987 году на национальной Торгово-промышленной выставке СССР в Хельсинки экспонировался набор «Тет-а-тет. Свадебный». В 1984 году на международной Торгово-промышленной выставке в Берлине был представлен кофейный сервиз «Элегантный» (автор формы – А.С. Песегов, автор росписи – Т.Г. Матюхина).
В 1988 году завод перевели на хозрасчет, в 1990-е намеревались провести его реконструкцию, в 2003 – закрыли. Музей художественной лаборатории завода был передан Историко-краеведческому музею города Артёма.
Весной 2000 года изделия были представлены на художественно-экспортный совет по народным художественным промыслам при администрации Приморского края. Сервиз «Тюльпан» был отмечен на Всероссийском конкурсе «100 лучших товаров России» и внесён в каталог. Художники завода участвовали в «Рождественских выставках» прикладного искусства, проводимых в Приморской картинной галерее, аукционах по продаже произведений искусства во Владивостоке.
Адрес новинок: г. Артём, Фарфоровый завод // Новые товары, 1989. – № 3. – С 10–11.
Изделия Артёмовского опытно-экспериментального фарфорового завода можно встретить далеко за пределами Приморского края – в кафе и ресторанах, в рабочих столовых и городских закусочных, за семейным столом. Ежегодно завод, обновляя свою коллекцию, выпускает немало самобытных, свойственных только его стилю столовых и чайных, кофейных и десертных фарфоровых сервизов, отдельных предметов сервировки стола. За последнее время заметно повысилось качество изготовления и художественное оформление артёмовской посуды, расширился её ассортимент. Множество уникальных по красоте изделий из фарфора стали массовой продукцией завода. Они являются своего рода образцами, сочетающими в себе высокие художественные достоинства и технологичность, необходимую для поточного производства фарфоровой посуды.
Вот, к примеру, кофейный сервиз «Бригантина» на шесть персон. И в линиях его формы, и в сдержанности художественно-декоративного решения с использованием традиционной золотой отводки чувствуется классическая строгость и торжественность. Автор формы – Г. В. Кузнецов. Цена сервиза – 35 руб. (снимок 1).
И всё же кофейный сервиз «Бригантина» – это прежде всего фарфор, его «обаяние» и богатые возможности для воплощения оригинальных форм. Рядом с сервизом (на том же снимке) – декоративная сувенирная плакетка из фарфора с эмблемой завода.
А этот комплект посуды составлен из отдельных предметов: заварного, малого доливного и большого доливного чайников, чашки с блюдцем, сахарницы и маслёнки. Изделия как бы объединены общей формой и росписью рисунка. Автор формы, получившей название «Дачная», – В. Г. Кузнецов. Автор рисунка – А. Г. Доценко. Цена чайного комплекта – 180 руб. (снимок 2).
Чайный сервиз «Тюльпан» на шесть персон. При его оформлении, как, впрочем, и при отделке предыдущего чайного комплекта, собранного из отдельных предметов, использован кобальт, но не в сочетании с цветочным рисунком, а в комбинации с «люстрами» и пестреньем золотом. Автор формы – А. С. Песегов. Автор рисунка – Е. И. Деревянко. Цена сервиза «Тюльпан» – 200 руб. (снимок 3).
Кофейный сервиз «Воспоминание». Он также рассчитан на шесть персон. В его составе: фарфоровый кофейник, сахарница, молочник, чашки с блюдцами и подсвечник. Оформление сервиза отличается простотой и скромностью – это нежно-розовые цветы на чистом белом фоне, олицетворяющие праздник весны, негромкий, но необычайно радостный, полный цветения и жизненной силы. Автор формы – А. И. Прочко. Автор рисунка – Е. И. Деревянко. Цена новинки – 70 руб. (снимок 4).
И наконец, кофейный сервиз «Элегантный». Такое название он получил, благодаря своей форме. Символичной для Приморья стала и тематика росписи – «Морская фантазия». Автор формы и рисунка – Т. Г. Матюхина. Цена сервиза – 65 руб. (снимок 5).
Таковы лишь некоторые серийные образцы Артёмовского опытно-экспериментального фарфорового завода. В их успехе у покупателей можно не сомневаться. Подлинно творческое отношение к художественным традициям, постоянное стремление к новому делают произведения артёмовских мастеров привлекательными и современными; они радуют своим многообразием, красотой и удобством, они народны в широком смысле этого слова!
На предприятии работали:
Архиереев Аркадий Фёдорович (1914–1982), старший художник, работал на заводе с 1967 по 1974 год (главный художник Довбышского фарфорового завода, 1950–1951; главный художник Коростенского фарфорового завода, 1951–1967; в 1974 году переведён на Богдановичский фарфоровый завод)).
Архиереева Александра Родионовна (1924–2011), старший художник, член Союза художников СССР с 1972, работала на заводе с 1967 по 1973 год (художник Коростенского фарфорового завода, 1957–1967; в 1974 году переведена на Богдановичский фарфоровый завод)
Багинский А.А., художник
Васильева Г.П., художник
Григорьев Олег Петрович, художник
Дворецкая О.Н., художник
Деревянко Елена Ивановна, художник
Доценко А. Г., скульптор
Кузнецов Владимир Геннадьевич, скульптор (1964–1973)
Маслова Ю.Я., художник
Матюхина Татьяна Григорьевна (1946–2013), художник с 1974 года, скульптор с 1991 года, живописец-исполнитель 1994–1995, член Союза художников России с 1977 года
Песегов Алексей Семёнович (1924 г.р.), выпускник Одесского художественного училища 1956 года, 1959–1960 – скульптор Хайтинского фарфорового завода, 1960–1964 – работал в художественных мастерских Иркутского отделения Художественного фонда РСФСР, с 1964 по 1988 год – работал на Артемовском опытно-экспериментальном фарфоровом заводе в разных должностях: художник, старший художник, главный художник (1964–1965, 1974), скульптор, старший скульптор, главный скульптор (1966–1988). Член Союза художников России с 1967 года, Заслуженный художник России (2001)
Прочко Анатолий Иванович (1938 г.р.), художник с 1965 года, главный художник с 1966 по 1973 год, член Союза художников СССР (в 1973 году переведён главным художником на Прокопьевский фарфоровый завод)
Прочко Валентина Ивановна (1941 г.р.), художник 1-й категории в художественной лаборатории с 1966 года, (в 1973 году переведена на Прокопьевский фарфоровый завод)
Северов Анатолий Михайлович, художник (в 1974 году переведён на Богдановичский фарфоровый завод)
Смирнова (Рыбалочко) Людмила Васильевна (1940 г.р.), главный художник с 1984 по 1988 год (с 1975 по 1980 год главный художник Владивостокского фарфорового завода; с 1980 по 1984 год – главный художник Туймазинского фарфорового завода)
Татарина Т.П., художник
Библиография:
- Артёмовский фарфоровый завод // Марки советского фарфора, фаянса и майолики / [Насонова И. С., Насонов С. М., Гольский И. А., Дворкин Г. Л.] – М., Издательство «Среди коллекционеров», 2009. – Т. 1: 28–29. – Т. 2: – С. 27.
- Варламова Л. И. История становления и развития приморского декоративно прикладного искусства (1978–1990 гг.) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 2008. – Выпуск № 1. – С. 17–19.
- Варламова Л.И. Алексей Песегов. Фарфоровых дел мастер // Искусство Евразии. – 2019. – № 2 (13). – С. 125-136. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.011. // URL: https://readymag.com/u50070366/1431023/21/
- Синцов А. В. «Фарфоровых дел мастер» Алексей Семенович Песегов // Муниципальное учреждение «Историко-краеведческий музей г. Артёма» // URL: http://artgallereya.web-box.ru/docs/istoricheskij-otdel-5
- Адрес новинок: г. Артём, Фарфоровый завод // Новые товары, 1989. – № 3. – С 10–11.
- Фарфор. Иллюстрированный каталог фарфоро-фаянсовых изделий / Минлегпром РСФСР. – Л.: «Мода» Минлегпрома РСФСР, 1981. – Кат. № 16.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив