Совершенно дурацкое противостояние разразилось в комментариях. Попробую сформулировать мое личное мнение на эту тему.
Для начала поделим военных летчиков на две большие категории - боевая авиация (истребители, штурмовики, бомбардировщики) и военно-транспортная. И волевым решением откинем вторых, чуть дальше станет понятно почему. В чем принципиальная разница между военными и гражданскими? Тут два момента, во-первых цель - у первых это выполнить поставленную задачу, у вторых - безопасно довезти своих пассажиров. Во-вторых, психология - военные в случае каких-то проблем могут покинуть ВС, гражданские обязаны бороться до конца. Поэтому мы и откинули летчиков ВТА - по этим пунктам они ближе к гражданским, чем к военным.
Далее - я с огромным уважением отношусь к летчикам военным. Тут даже комментировать нечего. Но, иногда возникают разборки. Мой личный опыт показывает, что почему-то чаще начинают их военные пилоты (сразу оговорюсь - таких меньшинство!). Что они говорят - "летать вы не умеете, вас автопилот возит". Что на это ответить? Да ничего, так и есть, не умеем, возит. Примеры успешных посадок в ситуации, когда военные давно уже покинули бы кабину даже приводить не хочется. Почему военные обижаются на гражданских (на мой взгляд эта обида и есть причина "разборок")? Мне кажется - деньги. У гражданского пилота зарплата намного больше чем у военного. При том, что военные рискуют жизнью побольше гражданских коллег (хотя и у гражданских жизнь не сахар!). Что тут скажешь - печально это... Поэтому военные очень часто уходят из армии и приходят устраиваться на работу в гражданские авиакомпании. И тут начинается самое интересное!
Большая часть бывших (теперь уже) военных - ребята все-таки абсолютно адекватные! Они прекрасно понимают, что уровень их знаний (знаний необходимых для гражданских пилотов) околонулевой. И это действительно так. Откуда истребителю знать, что такое RVSM, CRM, как работать с AP, откуда у него требуемый уровень английского? Да и мили с футами (а гражданская авиация летает именно в этой системе, не в метрической) для российского военного - дикость и глупость. Все что у него есть - это техника пилотирования, которую еще нужно перекроить под новые требования. И люди начинают учиться. Через некоторое время, когда человек заканчивает программу переподготовки никто и не вспомнит, что он с истребителей пришел. Но есть и другие. Лучше всего их характеризует старый анекдот:
Врачебно-летная комиссия, в кабинете сидят два терапевта - опытный (ОТ) и молодой (МТ). Пилоты входят в кабинет в трусах. Входит первый.
ОТ: Смотри, смотри - это бомбардировщик!
МТ: С чего ты взял?
ОТ: А посмотри, он весь такой большой, солидный, плавный.
Пилот представляется - капитан Иванов, стратегическая авиация.
Входит следующий.
ОТ: О, а это вертолетчик!
МТ: Как узнал?
ОТ: А ты посмотри, он же трясется весь.
Пилот представляется - капитан Петров, вертолетчик.
Входит следующий.
ОТ: Уууу, вот и истребитель пожаловал!
МТ: Ну почему? Он же весь такой обычный, никак понять невозможно...
ОТ: А у него синяк на груди!
Пилот представляется - капитан Сидоров, (бух себя кулаком в грудь) ИСТРЕБИТЕЛЬ!
Так вот таких вот "истребителей" помнят все! Знаний- ноль, понтов - избыток! Желания учиться немного, он и так самый крутой тут. Если он заканчивает программу переподготовки и вводится в строй вторым пилотом (а это не всегда так - отсеиваются), начинаются требования и хамство! Немедленно ввести в КВС, прибавить зарплату, с этим не полечу, самолет г...но, "ты что тут выпендриваешься, мальчик, я на Су-27 летал как тебе и не снилось!" (КВСу, который младше его по возрасту). Долго такие не летают - их выживают из АК. И начинаются такие потоки грязи, уууу... А потом, из-за таких вот "героев" и к нормальным ребятам пришедшим на переучивание возникает прохладное отношение. Приходится доказывать, что они не верблюды.
Так вот, если эту статью прочитают военные собирающиеся уходить в гражданские АК - ребята, не будьте "истребителями", мы летаем в том же небе на своих Аэробусах и Боингах, Анах и Суперджетах, что и вы на Сушках, Мигах и Тушках. Делить нам нечего. Да, у нас нет "красоты сложного пилотажа", но у нас есть "красота сложного захода". Это не менее красиво, интересно и сложно! Собственно это и есть ответ на вопрос "кто круче?" - летать везде здорово! От аэроклуба до стратегических бомбардировщиков.
Больше статей - тут!