Найти тему
Джесси Джеймс

Рождение восточногерманского вестерна: “Сыновья большой медведицы” (1966)

13-го июня Гойко Митичу исполнилось 80 лет.

Эта статья посвящается ему.

Вестерны снимали не только в США. В Западной Европе популярность жанра к 1960-м стала настолько высокой, что масса продюсеров ринулась вкладывать деньги в производство картин о ковбоях и индейцах. Одними из первых собрали кассу западногерманские кинематографисты. Их фильмы по романам немецкого писателя Карла Мая об индейском вожде Виннету стали европейскими кинохитами. В социалистических странах, где их закупили для показа, тоже.

ГДР не относилась к таким странам. К продукции ФРГ там относились настороженно. В Берлине не поскупились и построили бетонную стену, чтобы отгородиться от западного влияния. Кино про Виннету в ГДР не демонстрировалось. Однако соседняя Чехословакия была идеологически менее закрытой страной. Там западногерманские вестерны шли практически во всех кинотеатрах на немецком языке с чешскими субтитрами. Многие восточные немцы сочли это хорошим поводом наведаться к соседям.

Руководство ГДР увидело в таком туризме проблему. Но не пошло простым путём запретов. В Восточной Германии в те годы правили люди лично видевшие как погиб Третий Рейх, базировавшийся на системе запретов - расовых, идеологических, культурных. Поэтому в 1965-м году на специальном совещании, куда были приглашены ведущие кинематографисты ГДР, правительство поставило вопрос о создании отечественных картин об индейцах и ковбоях. В них под развлекательной обёрткой должно было содержаться социалистически верное идеологическое зерно.

Ответственным за реализацию восточногерманского вестерна стал Ганс Малих, в ту пору заведующий кинопроизводством ведущей студии страны ДЕФА. Интерес к жанру имелся и раньше. Еще в 1957 году думали начать съемки вестерна «Последняя тропа войны», но тогда не было общеевропейского вестерн бума и правительственного заказа, а сценарий сочли неинтересным и недоработанным. Развивать это направление не стали. Теперь отступать было некуда. Пришлось срочно придумывать, на каком материале делать фильм. К счастью у восточных немцев был свой Карл Май в юбке – популярная писательница-коммунистка Лизелотта Вельскопф-Генрих. Причем, в отличие от не слишком образованного Мая, она была профессором истории и автором множества научных трудов по древностям эллинов.

Лизелотта Вельскопф-Генрих
Лизелотта Вельскопф-Генрих

Бестселлером Вельскопф-Генрих являлся роман «Сыновья Большой Медведицы”, опубликованный в 1951-м году. В 1962-63 писательница дополнила его до трилогии двумя приквелами «Харка, сын вождя» и «Топ и Гарри». Название «Сыновья Большой Медведицы” перешло на всю трилогию, а изначальный роман стал известен как «Токеи Ито».

Обложка книги «Сыновья Большой Медведицы”
Обложка книги «Сыновья Большой Медведицы”

Лизелотте Вельскопф-Генрих поручили написать сценарий по бестселлеру. Она никогда не занималась драматургией, а уж тем более киносценаристикой. Поэтому Малиху понадобился режиссер, который был опытен в этих вопросах. Однако к кому бы он на своей студии не обращался, ото всех получал отказ (первым это сделал Эгон Гюнтер). Режиссеры ДЕФА совершенно не желали связываться с необычным госзаказом – социалистическим вестерном.

Пришлось Малиху обратиться на студию «Баррандов”, к чехословацким коллегам. При условии, что работать он будет со своим оператором, режиссером фильма согласился стать Йозеф Мах. Производить съемки он взял Ярослава Тузара. Мах являлся комедиографом. Он считался специалистом по лёгкому жанру, а поскольку вестерн воспринимали как таковой, выбор казался логичным. Самое главное, он был как опытным режиссером, так и сценаристом, а это явно требовалось в случае, когда сценарий первый раз в жизни писала 64-х летняя профессор истории.

Германско-чехословацкая постановка вскоре стала еще и югославской. Дело в том, что фильмы про Виннету снимались в Югославии. В частности, для фильма «Виннету – вождь апачей” (Old Shutterhand) в 1963-м году там был выстроен специальный вестерн-городок близ Требинье. Его также использовали для съемок «Нефтяного короля”. Малих, поскольку сроки поджимали, решил арендовать городок для своего фильма. Пришлось взять в партнёры югославскую кинокомпанию «Босна фильм”. Исполнителя главной роли – вождя Токеи-ито - тоже нашли в Югославии. Малих, Мах и Тузар никак не могли определиться с актером. Все кандидаты по тем или иным причинам отпали. Во время поездки в Боснию на поиск натуры, руководители съёмочной группы обратились к местным коллегам за помощью. Им показали фотографии актеров. Выбор пал на студента Белградской академии физкультуры Гойко Митича. Он готовился стать профессиональным тренером, специализируясь на легкой атлетике и гребле. В качестве подработки Гойко снимался в приключенческих фильмах. Первый раз его наняли в качестве дублёра и каскадера, после того, как пришедшие в академию за крепкими парнями кинематографисты узнали, что он умеет держаться в седле. Потом ему стали давать крошечные роли. Главной рекомендацией для Малиха и Маха стало то, что Митич имел опыт работы в западногерманских вестернах о Виннету. Они посмотрели на него в образе индейца и им он понравился.

Гойко Митич в фильме «Сыновья Большой Медведицы”
Гойко Митич в фильме «Сыновья Большой Медведицы”

Митич не помышлял о кинокарьере. Позднее он вспоминал, что в тот день, когда получил звонок из студии, уже выходил за дверь и некоторое время раздумывал: поднимать трубку или нет. Он не поленился и подошёл к телефону, и это изменило всю его последующую жизнь. Митич получил главную роль в первом восточногерманском вестерне.

Гельмут Шрайбер в фильме «Сыновья Большой Медведицы”
Гельмут Шрайбер в фильме «Сыновья Большой Медведицы”

В мае-июне 1965-го съемки проходили в Югославии. Снимали вестерн-городок и натурные сцены с нападением индейцев на караван. Вот отрывок из воспоминаний одного из участников съёмок Гельмута Шрайбера, исполнителя роли Бена, одного из белых поселенцев:

«Сегодня целый день снимали в горах. Сапоги стали дружелюбнее. С гор дует довольно прохладный ветер, который немного охлаждает наше рвение к работе. Мы находим удовольствие от пребывания в теплой обеденной палатке с отборными продуктами. Никаких особых происшествий, пока во время съемки одной сцены Рольф Рёмер, вылетев из седла, не приземляется в штабеля из досок. Глаза его при этом становятся еще голубее. К тому же, Рольф начинает приволакивать ногу… Средство лечения одно — повторный дубль. Снова верхом на жеребца. Продолжаем. В этот раз все удается.”

(Перевод — © Big Chief; полную версию воспоминаний можно прочитать на сайте Виннету.ру)

Рольф Рёмер и Хорст Йонишкан в фильме «Сыновья Большой Медведицы”
Рольф Рёмер и Хорст Йонишкан в фильме «Сыновья Большой Медведицы”

Следует отметить, что Рольф Рёмер не слишком хорошо подходил на роль индейца-далавара Тобиаса. У Маха получился очень странный, чахлый индеец с европейским лицом. Впрочем, в «Сыновьях большой медведицы” многие исполнители ролей смотрелись ненатурально. Особенно, военные: майор Смит (Ханс Хардт-Хардтлофф ) и лейтенант Роуч ( Герхард Рахольд ). Мало того, что их реплики мало походили на армейский жаргон, так еще поведение и форма оказались далеки от естественных для офицеров армии США. Разведчик Адамс (Хорст Йонишкан) выглядел слишком ухоженным для жителя приграничья. А его манеры и внешний вид – слишком утонченными для человека, постоянно имеющим дело с дикой природой.

Ханс Хардт-Хардтлофф и Герхард Рахольд в фильме «Сыновья Большой Медведицы”
Ханс Хардт-Хардтлофф и Герхард Рахольд в фильме «Сыновья Большой Медведицы”

В фильме отмечается переизбыток персонажей. Хронометража 92 минуты (в другой версии – 98 минут) явно недостаточно для раскрытия всех характеров. Очень схематичным получился образ дочери майора Смита – Кейт (Карин Бивен). Сначала кажется, что вокруг неё должна выстроиться романтическая линия, но этого не происходит. Она уходит на задний план и теряется в потоке событий.

Карин Бивен  в фильме «Сыновья Большой Медведицы”
Карин Бивен в фильме «Сыновья Большой Медведицы”

Заметно, что фильм делался на скорую руку. Значительное время заняли съемки. Сначала в Югославии, потом в ГДР и, наконец, в Чехословакии, где роль великой реки Миссури выпало сыграть великой реке Влтаве. На продуманный монтаж и досъёмки времени выделили недостаточно.

К счастью Малиха и Маха, их выбор Гойко Митича на главную роль был попаданием в «яблочко”. Его Токеи-ито, ведущий борьбу за права племени Дакота, понравился зрителям. Физическая стать Митича помноженная на манеру держаться благородно сделали персонажа исключительно привлекательным.

Удачей стоит счесть и исполнение роли главного антагониста – Рыжего Лиса - чешским актером Иржи Врстала. Доставшаяся ему роль прописана не лучше остальных. Однако Иржи сумел придать характеру злодея нужное настроение: целеустремленного алчного негодяя, не ведающего ни страха, ни угрызений совести. Значительную долю успеха следует списать и на его внешний вид – коротко стриженного молодчика с холодным расчетливым взглядом и крепкой уверенной походкой.

Иржи Врстала в фильме «Сыновья Большой Медведицы”
Иржи Врстала в фильме «Сыновья Большой Медведицы”

Финальный поединок Токеи-ито с Рыжим Лисом – самая мощная сцена фильма. Она не отличается правдоподобием, но с драматической и зрелищной сторон великолепна. Актёры в ней работали без дублёров, и это придает ей дополнительную ценность. Если бы фильм сосредоточился на теме противостояния Токеи-ито и Рыжего Лиса, не отвлекаясь на других персонажей, он получился бы значительно сильнее.

Пробный просмотр “Сыновей большой медведицы” Лизелоттой Вельскопф-Генрих привёл к тому, что она потребовала снять своё имя с титров. Профессор ожидала увидеть историческую картину, где точно воспроизводятся быт и культура индейцев, а увидела лубочную пастораль. Она выразила множество претензий к несоответствующим её представлениям деталям. «Откуда там мостик для купания! Это же не гэдээровский кемпинг…» Индейцы с европейскими лицами произвели на неё ужасное впечатление. Забраковала она и Гойко Митича. Вельскопф-Генрих зареклась иметь дело с кинематографистами и более свои произведения экранизировать не дозволяла.

«Сыновья Большой Медведицы”
«Сыновья Большой Медведицы”

18-го февраля 1966 г. фильм вышел в прокат в ГДР. Его ждал оглушительный успех. Вестерны находились на пике популярности среди немцев. В 1966 году в ГДР его посмотрело 4 870 000 зрителей. Социалистические соседи тоже не остались в стороне. “Сыновья Большой Медведицы” даже попал в советский прокат с первоклассным дубляжем, сделанным на киностудии «Союзмультфильм». Сначала, в июле 1966 г., он был показан во внеконкурсной программе Московского международного кинофестиваля. После одобрения высоким партийным начальством, киноленту официально приобрели без права показа по телевидению. Для СССР это было эпохальное событие. Со времен появления в кинотеатрах «Великолепной семерки” вестернов в широкий прокат не пускали. А 2 января 1967 г. всё изменилось. Ковбои и индейцы сделали в тот год зимние школьные каникулы незабываемыми для миллионов мальчишек. В СССР фильм сразу стал культовым(29 100 000 зрителей, 611 копий).

В Западной Европе «Сыновья Большой Медведицы” также попали на большой экран. В ФРГ премьера состоялась 10 февраля 1967 г. Однако там фильм встретил жесткую конкуренцию с лентами местных производителей, а также с потоком великолепных спагетти-вестернов, поэтому не стал кассовым чемпионом, хотя впечатление произвёл.

Самым важным достижением «Сыновей Большой Медведицы” следует считать то, что он открыл цикл фильмов студии ДЕФА про индейцев. Ранее неразработанная тематика нашла путь на экран, что привело к появлению ряда прекрасных кинолент, которые до сих пор смотрятся живо и с интересом.

(с) Свен Железнов

Читайте также:

Все вестерны Сержио Леоне

Все вестерны Сержио Соллима

Все вестерны Сержио Корбуччи

Все вестерны Дуччо Тессари

Тайна рождения спагетти-вестерна

Спагетти-вестерны Ли Ван Клифа (часть 1)

Спагетти-вестерны Ли Ван Клифа (часть 2)