Привет, Друзья!
Сегодня поговорим про российский фильм — мистический триллер "Девятая" режиссёра Николая Хомерики.
Внимание! Несовершеннолетним, беременным, впечатлительным людям — смотреть фильм с осторожностью.
Сюжет фильма таков. Действие происходит в столице России — Санкт-Петербурге — в конце XIX века. Город в фильме изображён очень красочно: извозчики, лавочники, бедные люди и аристократы. Грязь и навоз, неуловимое предчувствие будущего падения империи. А что всегда происходит перед крушением? Правильно: всем хочется пощекотать себе нервы. Конец 19 века знаменит массовым увлечением оккультизмом и эзотерикой: в Лондоне, Будапеште, Париже, Москве, Берлине, да почти во всех городах Европы и США аристократы и представители среднего сословия собирались в салонах, пили кофий и вызывали духов. Медиумы стали самыми уважаемыми и популярными людьми эпохи. Немного расскажу об этом, чтобы мы правильно настроились на просмотр фильма "Девятая".
Вызывание духов практиковал еще император Александр II: после коронации в 1856 году он начал готовить масштабную реформу — отмену крепостного права — и ощущал острую нужду в беседе с духом покойного батюшки. Тогда-то в Россию и пригласили известного европейского медиума Дэвида Юма. Всего "столовращатель Юм" провел три сеанса. На них присутствовали члены императорской семьи и некоторые приближенные из высшего света. После первого сеанса фрейлина императрицы Анна Тютчева записала: "Стол поднялся на высоту полуаршина над полом. Императрица-мать почувствовала, как какая-то рука коснулась воланов ее платья, схватила ее за руку и сняла с нее обручальное кольцо. Затем эта рука хватала, трясла и щипала всех присутствующих, кроме императрицы, которую она систематически обходила. Из рук государя она взяла колокольчик, перенесла его по воздуху и передала принцу Вюртембергскому".
На первом и втором сеансах якобы появились духи императора Николая I и маленькой великой княжны Александры. Оба духа отвечали на вопросы государя, стуком указывая буквы алфавита. Он записывал ответы на бумаге, но они были "никчёмны и пусты". Анна Тютчева не присутствовала на третьем сеансе, но бледность императрицы после сеанса глубоко её потрясли. Со слов государыни она записала: "Стол вдруг поднялся, завертелся и застучал, выбивая такт гимна "Боже, царя храни!". Слышны были удары стучащего духа: три раза для "да", один раз для "нет", пять раз для букв алфавита. Все присутствующие, даже скептики Горчаков и Владимир Бобринский, чувствовали прикосновение таинственных рук и видели, как они быстро перебегали под скатертью. Государь говорит, что он видел пальцы руки, прозрачные и светящиеся. Ливен утверждает, что прикосновение их — нечто среднее между материальным прикосновением и легким ударом электрического тока".
Духи не ответили императору на интересующие его вопросы, и его интерес к Дэвиду Юму иссяк, но слух о том, что сам государь взывает к духам, уже пролетел по всей стране. Назад пути не было — спиритизм ушел в народ. Через годы развлечение, воспринимавшееся поначалу как забава для скучающих дворян, стало всеобщей истерией. Люди в салонах забыли про кадриль, мазурку и карточные игры. Даже театры и поэтические вечера, так любимые петербуржцами, перестали радовать жителей столицы. Оккультное безумие продолжалось вплоть до октябрьского переворота 1917 года и даже позже. Помните, как в экранизации булгаковского "Собачьего сердца" бывшие аристократы собираются вокруг стола, двигают миску и спрашивают: "Скажи нам, дух покойного императора, надолго ли власть большевиков"?
Вернёмся к сюжету фильма. В Петербурге происходит серия загадочных убийств. На улицах похищают девушек, их тела находят потом в разных районах города. Расследованием занимается следователь Сергей Константинович Ростов (его играет Евгений Цыганов), ему помогает Фёдор Ильич Ганин (от его лица и ведётся повествование).
Ростов интересный человек — ввязывается во всякие передряги, но оружие с собой не носит и драться не умеет. Всё это немного напоминает истории про Холмса и его верного соратника Ватсона.
Осмотр тел показывает, что девушек убивают не абы как, а с выдумкой: то рот зашьют, то глаза вынут, то ещё какую-нибудь мерзость сотворят. С каждой новой жертвой дело становится все запутаннее, и сыщики в отчаянии. Из тела одной из погибших вынимают куриное яйцо с нарисованной на нём пентаграммой.
Герои отправляются к известному любителю оккультизма аристократу Василию Петровичу Голицыну. Голицын объясняет значение символа, и тут следователь Ростов замечает на стене плакат с таким же знаком. Плакат этот — афиша выступления англичанки-медиума Оливии Рид, приехавшей в Россию на гастроли. Ростов с помощником идут на сеанс: вдруг удастся получить какие-нибудь ответы на интересующие их вопросы. Ростов настроен скептически, а Ганин просто получает удовольствие от шоу. Кстати, хочу отметить, что Сергей Константинович Ростов довольно бойко изъясняется на английском, что в те годы было редкостью: всё-таки основными иностранными языками в Российской империи были французский и немецкий. Впрочем, думаю, это тоже характеризует главного героя как умного бунтаря. Ростов покидает сеанс разочарованным, он на своём веку насмотрелся на дешёвых фокусников: "Сколько шарлатанов развелось... Один облил зевак киселём и сказал: Через вас прошли духи" (фраза Ганина).
Ростов заявляется к Оливии и просит её связаться с духом владельца одной вещи. Выслушав медиума, следователь приходит в негодование: ложь, обман, нелепая мистификация. Он ведёт леди Рид в полицейское управление и показывает тела убитых девушек: он так рассчитывал на её помощь, а вынужден иметь дело с алчной мошенницей. Ночью у "провидицы" случается некий приступ, и когда утром Ростов её отпускает, она идёт к каналу у Михайловского замка (Ганин следит за ней) и замечает в воде тело очередной жертвы. Ростов заинтригован и требует объяснений. Оливия рассказывает, что у неё действительно есть дар общения с духами, но после одного трагического события она утеряла магическую силу. Но способности медиума неожиданно вернулись к ней этой ночью в полицейской тюрьме. Более того, Оливия заявляет, что жертв всего будет девять, а она сама — последняя, девятая жертва. Ростов понимает, что медлить нельзя...
Всё, хватит рассказывать сюжет. Сначала перечислим некоторые интересные факты, а потом обсудим недостатки и достоинства фильма.
- Фильм снимался в особняке Демидовых, в усадьбах Брусницыных, Половцева и Гагариной, в Воронцовском дворце, на территории Александро-Невской Лавры и в пригородах Петербурга.
- Сценаристы написали три концовки киноленты, две из них были сняты. Режиссёр сделал всё для того, чтобы даже съемочная команда не догадывалась, как именно закончится фильм.
- Работая над фильмом, художники по реквизиту и гриму использовали оригинальные анатомические атласы с детальными описаниями и иллюстрациями.
- Адреса, по которым в кино находили жертв, действительно составляют пентаграмму на карте города.
Что мне не очень понравилось в фильме? Персонажи почти не развиваются и не меняются по ходу сюжета. А ведь актёры-то хорошие, слышали про Станиславского и знают про "арку персонажа" — "необратимые изменения, возникающие в путешествии героя". Вспомните, каким наивным и нелепым был Гарри Поттер в "Философском камне" и сравните его с Поттером в "Дарах смерти". Да, вы можете сказать, что герой растёт и умнеет, но даже в конце повествования он всё ещё подросток. Мудрость не всегда приходит с возрастом, иногда возраст приходит один, как сказал великий Михаил Михайлович Жванецкий. Вспомните Фродо в начале "Властелина колец", и каким стал в конце произведения. Вспомните Пьера Безухова, Петра Гринёва... Да хоть Буратино вспомните. Да, фильм "Девятая" — это не масштабный эпос, но если мы посмотрим хотя бы фильмы Гая Ричи (а именно работы этого режиссёра я вспомнил при просмотре "Девятой"), то увидим, что развиваются даже второстепенные персонажи. Всё как в жизни. Я не обвиняю Николая Хомерики, хотя он (вместе с талантливым продюсером Александром Роднянским) должен был отвергнуть такую работу сценаристов. Послушайте, может у нас есть "банда сценаристов"? Буквально в прошлом обзоре я писал про беду Фёдора Сергеевича Бондарчука, и тут та же проблема. Ещё одним недостатком фильма являются чеховские развешанные по всем стенам, но не стреляющие ружья. То тут, то там в фильме мы наблюдаем намёки на разные повороты сюжета, мы уже заинтригованы, а ружья не стреляют или стреляют "вхолостую". Некоторые сюжетные линии или коряво, или неполно объяснены. Вот добавить буквально пару фраз сюда, пару фраз туда, и многие события стали бы понятнее. Возникает ощущение, что на основе фильма будет снят сериал, в котором подобных огрехов не будет. По большому счёту меня расстраивает только одно: для создания шедевра не хватило самой малости. Такая же проблема и у "Спутника": еще чуть-чуть, и вышло бы не хуже, чем у Ридли Скотта. А "Девятая" совсем не уступала бы фильму "Шерлок Холмс" Гая Ричи. Вот это обидно... Это как, знаете, испекли вы рождественский пирог, а в последний момент понимаете: ой, я забыл добавить кардамон и цедру апельсина. И хорошо, если это может заметить автор торта (режиссёр), а не только гости (зрители, покупающие билет и идущие в кино).
Теперь про хорошее. Его очень много, и фильм мне понравился. Забавный рассказчик (Ганин), любящий сопровождать свои саркастические комментарии раскадровками в стиле "комикс". Много "заигрываний" с предполагаемым миром будущего (как и в упомянутом выше "Шерлоке Холмсе"). Красиво показанные локации: как дворцы, так и задворки, и мастерские. Качественная съёмка. Довольно удачная, на мой взгляд, попытка совместить такие жанры как детектив, мистика, комедия и трагедия. Как мне кажется, один из лучших российских "фантастических" триллеров прошлого года.
"Каждый видит то, во что верит".
Берём тарелку гурьевской каши и рюмку вишнёвой водки и наслаждаемся.
Режиссёр: Николай Хомерики
Название фильма: "Девятая", 99 минут, Россия, 2019 год
Жанр: Триллер, Драма, Ужасы, Мистика
При написании обзора использовались материалы с сайтов: https://ru.wikipedia.org/, https://kg-portal.ru/, https://trillergid.ru/, https://www.culture.ru/, https://joy-pup.com/ и другие источники.