Улыбка официанта
Почему вам улыбается официант? Потому что это хороший официант. Он мотивирован, а значит вооружен. Стойким иммунитетом к любым радикальным проявлениям гостей и легкому потребительскому экстремизму. Лавирует между столиками, незыблемый, как каменные лица американских президентов на горе Рашмор.
Мотивация любого официанта свободно конвертируется в прибавку к жалованию и чаевые, скажете вы. Вовсе нет — неподдельные улыбки обслуживающего персонала обойдутся вам гораздо дороже.
Не то чтобы деньги можно вообще вычеркнуть из формулы мотивации, но их значение, скажем так, сильно преувеличено. Да и никакой формулы, кстати, нет.
Вот так от сугубо материального мы плавно переходим к тонким материям, а именно — к психологии, чтобы досконально разобраться, как привить вашему сотруднику синдром Спанч Боба, самого одержимого работника месяца за всю историю общепита.
Впрочем, к деньгам мы еще вернемся...
Демотивация
У нас плохие новости — мотивации не существует. Не исключено, что мотивация — это миф, искусственно созданный рекламщиками из Nike для обозначения понятия, противоположного лени. Заставляет ли нас что-то сделать их сакральная мантра Just do it? Нет, она лишь заставляет нас поверить в то, что мы способны что-то сделать. А вот совершить конкретное усилие над собой — это уже вопрос нашей личной борьбы с собственным несовершенством. Внешних препятствий нет — нам мешает только собственное контрпродуктивное поведение.
Строго говоря, есть только самомотивация. Это ценнейшее состояние души и тела вашего сотрудника, когда он одержим своим делом, инициативен, сконцентрирован и настроен работать максимально эффективно.
По некоторым данным, среднестатистический сотрудник расходует половину своего рабочего времени впустую — на разговоры, интернет, кофе-брейки и личные дела. Как вернуть эти условные 50 процентов? Создать среду, в которой потенциал вашего персонала раскроется на все сто. Если мы говорим об официанте, со стороны это должно выглядеть так, как будто он обслуживает собственных родителей.
Во Франции официанты записывают свои наблюдения о каждом госте, чтобы в следующий раз заставить их почувствовать свою значимость с помощью одного простого вопроса: «Подать ли вам горячее как в прошлый раз?». Гость завоеван и автоматически зачислен в лигу постоянных. Чувствуете, повеяло тонким ароматом французского шарма? А когда вас последний раз обслуживали слишком хорошо?