Найти тему
Злой дядька

Берестяные грамоты. Святые Борис и Глеб

В 1999 году на Троицком раскопе в Великом Новгороде была найдена грамота, написанную безупречно каллиграфическим книжным почерком. Вероятно, на ней поп какой-то церкви записал себе для памяти ключевые слова отпуста, то есть литургической формулы, завершающей службу.

Берестяная грамота №906
Берестяная грамота №906

Грамота датируется последней четвертью XI века и с разбиение на слова читается как

-2

Исключительный интерес представляет упоминание Бориса и Глеба. Это самый ранний ныне известный подлинный документ с их именами, и они уже выступают в перечне святых. Борис и Глеб были канонизованы в 1071 году. Грамота № 906 относится ко времени, очень близкому к этой дате. Это свидетельствует об исключительной быстроте распространения их культа.

А вот кто в этом списке отец Василий, непонятно. Борис Андреевич Успенский предложил считать, что это Владимир Святой, отец Бориса и Глеба, который в крещении был Василием.

Другая версия, что это Василий Великий (Кесарийский). В православной традиции его, Иоанна Златоуста и Григория Богослова называются тремя святителями.

В Средневековой Руси была распространена «Беседа трёх святителей», состоящая из вопросов и ответов, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Загадки из этого сборника встречаются как в берестяных грамотах, так и на стенах храмов.

Можно отметить отсутствие буквы ъ в имени Глеба, такое же, как в Тьмутараканской надписи 1068 года, в отличие от написания Гълъбъ в Изборнике 1073 года.

Написание Козма (без вставного ь) такое же, как и в других памятниках XI века (в частности, так в Остромировом и Архангельском евангелиях).

При написании поста автор активно пользовался материалами сайта gramoty.ru.