Найти в Дзене
МОСТ ДЛЯ ПОЛИ

РАССТАВАНИЕ

МЕТАФОРА ЖИЗНИ

Идет первый снег. Будто кто-то там наверху случайно просыпал манную крупу. И она сыплется на землю. Заметает наш подъезд. Клумбу из шины, асфальт и магазин на углу, вдалеке. У нее в глазах отражается тусклое осеннее небо.

- Нам надо расстаться, миленький. - Говорит она, и улыбается так, будто напомнила ему о чем-то давно решенном, приятном и пережитом. Вздыхает. Смотрит по сторонам своими светло-серыми глазами, взглядом ласковым и равнодушным.

Существование с ней рядом такое плотное, полное ощущений и, вместе с тем, лишённое явных событий, что долго не выдерживает никто. Все сбегают.

- Да, я понимаю.

- Конечно понимаешь, ведь расставание - это...

- Метафора жизни...

Она кивнула и посмотрела с благодарностью. Он сказал то, что нужно. А попросту повторил.

Он все повторял за ней. Пытался жить ее внутренней жизнью. Плотной. Сосредоточенной на своем мире. Полном размышлений, символов и метафор.

Но по-настоящему он так и не научился этому. Он был и остается совсем другим, ему, по сути, не нужны размышления. Он не спешит выстраивать длинные логические цепочки. Ему не интересно играть с символами. Они кажутся ему плоскими, игра с ними не увлекает, как не увлекают заумные  длинные фильмы, смысл которых понятен только избранным, которые нужно разгадывать.

Его не интересуют метафоры.

Он пытается прикурить и роняет зажигалку в снег. Теперь она мокрая. Не зажжется.

- Тебе ведь было тяжело со мной.

- Да. Это было, как будто слушаешь великую музыку, которая не близка. Слушать музыку, которую не можешь воспринимать...

- Хорошее сравнение. Ты многому у меня научился, я вижу.

- Получается так. Умом понимаю, что да, но не чувствую.

- Ты не любишь Баха. Тебе нравится Шопен. Вот что ты хотел сказать.

Но ему не интересны хорошие сравнения. Ему нравится Шопен. А Бах пугает. Его музыка, как мысли, как символы и метафоры. Как плотный и бесконечный мир. Он не любит мысли.

Ему нравится Шопен. Да, это так. Из того, что ставила она, я только его и мог слушать.

- Неразвитый вкус. - Она улыбается. И снег тает на ее лице.

- Как же тебе быть дальше?

Он пока не знает. Ещё не думал об этом. Пытался разобраться с символами и метафорами.

- Ты поедешь на автобусе до ближайшей станции. Потом сядешь в метро. И поедешь домой или к друзьям одноклассникам, у которых не был сто лет. Потом ты съездишь в дом отдыха, кататься на лыжах. И всегда будешь знать, что где-то есть я. Что утром я пью чай: три ложки сахара, пол-ломтика лимона. Что потом я иду вон в тот, угловой, магазин и покупаю продукты на обед...

- Так и будет.

Так и будет, думает он. Ему теперь всю жизнь не отделаться от чувства, что она живёт где-то в этом туманном мире и ее засыпает манная крупа первого снега. 

- Мы ведь не сможем встречаться как друзья?

Ему становится смешно. Он попытался представить, как они встречаются где-то на вечеринке и делают вид, что радуются, интересуются делами и даже подталкивают друг друга локтем в бок:

"А помнишь...".

Она смеётся, он тоже. И смотрит  на неё. Ботинки на шнуровке. Мужские. Серое пальто со стоячим воротником. Руки тонкие, худые. Короткая стрижка - ёжик. Лицо мокрое.

- Ты плачешь?

- Снег тает. Терпеть не могу тёток, которые ноют. - Она улыбается. Рассеянно смотрит мимо. Начинается зима. Холодно. Пора прощаться. - ну, что, ты пойдешь?

- Пойду.

- Вон идёт автобус. Видишь? Беги.

Он вздыхает. Да, надо бежать.

- Или, - говорит она, и ее лицо как-то странно изменяется, - останешься ненадолго ещё?

Пропадает улыбка, лицо точно мертвеет, черты разглаживаются, их покидает жизнь. Она впервые смотрит прямо на него. И в ее глазах он видит тусклое осеннее небо и мелкий снег, летящий сверху из великой пустоты, и сквозь снег и облака светит блестящий диск с токкатой Баха, освещает продавленное кресло и чахлый цветок на подоконнике и, шевелящуюся в такт страшной, бессердечной музыке, занавеску.

- Я пошутила. Нам нужно расстаться. Мне очень приятно, что ты, в перерывах между счастливой жизнью, будешь слушать Шопена и вспоминать вот этот подъезд и тот магазин.

Она опять рассеянно улыбается.

- Беги, миленький. Вон едет твой автобус.

Она вдруг обнимает его порывисто и крепко. У нее холодное и мокрое лицо. Это тает небесная манная крупа.

В автобусе тепло. Из его жизни постепенно выветривается Бах. Остаётся Шопен, и то изредка. А люди уже торопятся к выходу. Он решает, что лучше всего поехать домой. К родителям. Наверное, они будут рады возвращению. А уже оттуда позвонить друзьям-одноклассникам. Наверняка вечером можно повидаться, выпить.

И даже ничего страшного, если иногда он будет вспоминать ее.

Ведь где-то в этом занесенном снегом мире есть она. Сидит в своем продавленном кресле, слушает музыку, которую он не в состоянии понять. Утром пьет чай: три ложки сахара, пол-ломтика лимона. Потом идет в угловой магазин и покупает продукты на обед.

И жизнь ее такая непостижимо странная, что рядом никто не выдерживает долго. Всегда наступает расставание.

В конце концов, она сразу говорит об этом.

Для нее не секрет, что расставание - это метафора жизни.

#рассказы_мирза