Старая викторианская пословица гласит, что любовь - это война, а свадьба - Парад Победы, который символизирует торжество одного и добровольную капитуляцию другого. У Эдварда Коули Берн-Джонса есть картина, которая почти дословно воплощает эту "народную мудрость" - "Храм любви".
Картина была задумана как иллюстрация к пьесе Уильяма Морриса "Любви довольно". Карьера Уильяма как художника не задалась, а вот литературная продвигалась вполне успешно. Его стихи, поэмы и прочие литературные произведения пользовались спросом, не в последнюю очередь благодаря оригинальному дизайну самого Морриса и иллюстративному сопровождению его друзей. Вот и поэма "Любви довольно" должна была выйти в свет с иллюстрациями Берн-Джонса. Поэма рассказывала о юном короле пустившемся в путь по свету, дабы повстречать свою любовь. По пути король утратил и богатства свои, и корону, а вот любовь он и правда обрел. И в этот миг он понял, что "любви довольно" - больше для счастья ему ничего и не нужно, ни богатств, ни земель, ни короны. Назидательная пьеса заканчивается стихами:
Love is enough: though the World be a-waning,
And the woods have no voice but the voice of complaining,
Though the sky be too dark for dim eyes to discover
The gold-cups and daisies fair blooming thereunder,
Though the hills be held shadows, and the sea a dark wonder
And this day draw a veil over all deeds pass'd over,
Yet their hands shall not tremble, their feet shall not falter;
The void shall not weary, the fear shall not alter
These lips and these eyes of the loved and the lover.
Мир тускнеет, дряхлеет и вянет, Лишь любовь в нем цвести не перестанет. Лишь любовь нам силы дает, чтоб снести сотни тысяч невзгод. (Наш сокращенный, очень вольный и совсем не профессиональный перевод).
Полотно, задуманное Берн-Джонсом было настолько монументальным, что художник не успел закончить его в срок, и книга вышла без его иллюстраций. Но картина все же была написана. На ней влюбленный король и его возлюбленная стоят у трона Купидона, который венчает их брачным венком. Юные амуры кружат под куполом храма. Влюбленную пару поздравляют мифические любовники былых времен: Орфей и Эвридика, Филида и Демофон, Пирам и Фисба. Полотно как и практически все работы Берн-Джонса мистико-аллегорическое, но его композиция не оставляет сомнений - перед нами не просто мифологический или литературный сюжет, но настоящая свадьба. Однако же дорога к этому "Храму любви" виделась Берн-Джонсу совсем не лиричной, о чем свидетельствует другая картина художника.
Вдохновением для "Колесницы любви" послужили "Триумфы" Петрарки, в которых поэт описывает несколько триумфальных процессий с историческими, библейскими и мифологическими персонажами. Первое торжество, которое описывает Петрарка - это торжество Любви над человеческим сердцем, за которым следует Целомудрие, торжествующее над Любовью, затем следует Смерть, торжествующая над Целомудрием, Слава, торжествующая над Смертью, Время, побеждающее Славу и,наконец, Вечность, торжествующая над всем. Берн-Джонс задумал воплотить лишь одну из этих процессий и на его картине мы видим мифических любовников былых времен, влекущих по узким улочкам неведомого города колесницу с торжествующим на ней Купидоном.
Глядя на картину Берн-Джонса вспоминается отнюдь не лирические гимны Петрарки, а строки из песни "Наутилус Помпилиус":
Это знала Ева, это знал Адам -
Колеса любви едут прямо по нам.
И на каждой спине виден след колеи,
Мы ложимся, как хворост, под колеса любви.
Традиционно считается, что "Колесница любви" тематически перекликается с картиной "Колесо Фортуны". Однако же, на наш взгляд, "Госпожа Удача" вышла у Берн-Джонса более милосердной, чем Купидон.