Признаюсь, долго делал данную подборку, надеюсь вы оцените. Обещаю, что найдете там что то интересное для себя. В этой подборке не стал делать ТОП, это весьма сложно. В 20 веке было снято очень много достойных фильмов, и сложно сказать, что фильмы не попавшие в мой список - не шедевры, нет, они такие же шедевры, которые долго еще не снимут. В этом же списке будут не просто лучшие фильмы, а культовые фильмы лучшие из лучших, которые задали тренды кинематографа разных десятилетий, после этих фильмов снимались еще десятки картин, да и сейчас снимаются в надежде быть похожими на них, и хотя бы частично иметь такой же выхлоп. Некоторые создатели из этих фильмов порой пытались повторить, вероятно ссылаясь на выражение - Яблоко от яблони не далеко падает, да это так, но есть один момент, яблоня одна, а яблок похожих друг на друга много и, наверное по этому почти никому не удавалось повторить такое кино, пусть даже если тот культовый фильм снял ты. Тем более, есть еще одно выражение - просто пять звезд в небе сошлись и получился такой фильм, наверное так оно и есть. Сложно же снова сделать так, что бы опять звезды в небе сошлись, согласитесь?Конечно, есть исключения, на пример Балабанов, мб по этому о нем говорили, что он с другой планеты и ему удалось то, о чем я писал выше, но не суть. И да да да, некоторые из этих фильмов вышли в прокат в 2000 году, но снимались то они раньше.
"АМЕРИКАНСКИЙ ПСИХОПАТ" (2000)
Не мог обойти этот фильм стороной. Очень атмосферный фильм повествующий об успешном офисном работнике на которого вы вероятно не обратили бы внимание, если вы конечно не девушка или не гей. Однако ночью, главный герой которого играет Кристиан Бейл превращается в изощренного убийцу, презирающего человеческие законы. Фильм с поворотом на 460 градусов.
Как по мне, да и не только по мне, один из лучших, если не лучший триллер(ов) за все время. Во время просмотра фильма может появится ощущение, что ты становишься психом. Режиссеры явно постарались, по этому слово триллер можно писать капсом. Смотрел его еще при царе горохе и половины не помню, но помню, что в конце фильма я понял, что ничего не понял, в этом и вся сила фильма, по этому можно снова посмотреть.
"КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ" (1972)
Не буду лить воду и описывать сюжет, который есть в любой точки гугла, а остановлюсь на следующем. Да, оценка фильма говорит сама за себя, я конечно понимал, что там будет не мало, но такого я давно не видел и, в целом это понятно. Марлон Брандо, молодой Аль Пачино и парочка второстепенных ролей других актеров со странными подтяжками на штанах, которые имели такой же талант - сделали свое дело. Когда снимали данный фильм и подумать не могли, что он станет настолько культовым, а цитаты из этого фильма будут цитировать так, как советские люди из советских фильмов. Этот фильм и есть магия фильмов 20-го века, складывается такое ощущение, что они во все не играют и - это и есть те "макаронники" ( итальянская мафия, итальянцы же любят макароны) хотя там и есть итальянцы, пусть и американские, тем не менее - актеры играют непринужденно, что является отличительной особенностью фильмов того времени.
В фильме много интересных диалогов но, так вышло что фильм стал культовым в том числе благодаря таким афоризмам, например:
— Ты приходишь и просишь что-то у меня, но ты просишь без уважения, не предлагаешь мне дружбу, даже не называешь меня "крестным" вместо этого ты приходишь в мой дом в день свадьбы моей дочери и просишь меня убивать за деньги (Крестный отец).
И множество других цитат, остановился на самой жирной.
А сколько отсылок к данному фильму существует в других фильмах? - не посчитать. Даже игры, и те были сделаны посредством данной части Крестного отца и, кстати говоря имели успех, если данный фильм является одним из лучших в прошлом веке, то игра которая была сделана вдохновившись данным фильмом входит в лучшие игры за всю историю, (первые две части Мафии к примеру). По поводу выхлопа, о котором я писал выше. Этот фильм не исключение, после данного фильма было снято еще две части, в надежде повторить успех первого Крестного отца. Безусловно и те части не плохи, по крайней мере одна из них, однако они и рядом не стояли с оригиналом (первым фильмом) который и попал в данную подборку. Все эти факторы сделали первую часть культовой. Думаю вы и так знали об этом фильме, но если не смотрели - посмотрите.
"БРАТ" (1997)
Фильм достойный отдельной статьи. Недавно стоял в одном месте и наблюдал за сьемками какой то русской комедии и все думал, где это место я видел, только не мог вспомнить где. Спустя время вспомнил что, в этом месте снималась сцена из брата, на Котельнической набережной внутри двора, Сталинская высотка почти не изменилась, видимо по этому сложилось ощущение дежавю. Но это было во второй части, сейчас же, речь пойдет о первой. Брат - это тот фильм, о котором знают в Америке. Фильм - (первая часть) который был снят на коленке стал самым культовым фильмом в России и, думаю им и останется. Фильм - о котором снят не один фильм о самом фильме.
Безусловно - лучший русскоязычный фильм за всю историю. На протяжении всего фильма - есть атмосфера того времени, и неважно каким оно было, хорошим или плохим, местами сумасшедшим но это фильм передал атмосферу девяностых и далеко не стрелялками. Думаю, только русский поймет на сколько точно был снят данный фильм, который передал всю атмосферу жизни в России, а диалоги в данном фильме не только стали крылатыми и узнаваемыми на всем постсоветском пространстве, чего только стоит выражение - в чем сила брат? и другое, что говорилось в этом фильме - в итоге стало пророческим, не знаю как удалось снять такой шедевр, но его сняли. Уверен, если бы на Западе знали русский, и хотя бы часть тех реалий которые происходили в то время, частичку атмосферы жизни в России - этот фильм взял бы Оскар. Как признались сами актеры, в том числе сам Сергей Бодров, ему и играть почти не пришлось, Мб в этом секрет фильма? секрет в том, что там нет игры. Или же в том, что Сергею Бодрову своей игрой удалось то, что бы каждый увидел частичку себя в его герое, к примеру человека - с не контролируемым чувством справедливости.
По мимо главного героя, стоит выделить еще пару человек и моментов, что сделали данный фильм культовым. Балабанов - режиссер с большой буквы, если бы не он, как бы банально не звучало этого фильма бы не было. И это не только потому, что снимал этот фильм он. Чего только стоит подобранная им же музыка в фильме? Наутилусы, Сплин (многие кстати получили известность благодаря этому фильму и другие группы чьи треки использовались в фильме) передали всю атмосферу. В этом безусловно заслуга Балабанова, не только как режиссера, но и как человека, он знал что он делает и о чем снимает. Этот фильм не только о бандитах, этот фильм - о многом. Фильм о человеческих отношениях, о жизни. Так же, стоит отметить удивительную игру Виктора Сухорукова, который сыграл роль брата главного героя. Безусловно, фильм бы не был таким, каким он является без его участия. Потрясающая игра, которая дала уместить в себя и нотки комичных моментов в фильме, особенно во второй части, благодаря Сухорукову.
Так в чем же сила, брат?
"ЛИЦО СО ШРАМОМ" (1983)
Аль Пачино это или просто так вышло но, мало актеров могут сравнится с ним по количеству культовых фильмов, в которых он принимает непосредственное участие, не говоря уже о главных ролях, разве что Джек Николсон может с ним посоперничать. Тем не менее, самым культовым фильмом в карьере Аль Пачино, да и просто самым культовым в жанре боевик - стал не Крестный отец, и не множество других известных фильмов, а именно данный фильм. Картина очень насыщенная, в том числе самой атмосферой Майами тех времен, который был забит до верху кокаином. По этому, фильм носит и исторический оттенок кокаинового беспредела того времени. Данный фильм не оставит вас равнодушным, ведь со шлейфом данного фильма вероятно многие сталкивались, к примеру - известная часть gta vice city, которая полностью скопировала атмосферу, вплоть до локаций, которые фигурировали в Скарфейс, да и сам город Майами у многих ассоциируется исключительно с данным фильмом.
"ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ" (1975)
Как и с первым фильмом, не мог обойти данный фильм стороной, поскольку мало у кого получается снять фильм жанра драма с элементами комедии и не прогореть, этот фильм исключение. Актерский состав сделал свое, да и у Николсона отлично получается вживаться в роль безумца, хотя в этом культовом фильме ему было вероятно сложнее, ведь ему нужно было имитировать безумие. Оценка фильма говорит сама за себя, в нем нет ничего лишнего, только ветер в головах других людей, против которого пытается идти главный герой. Если вы не смотрели этот фильм - посмотрите, интересное кино, которое вы досмотрите до конца.
"МАТРИЦА" (1999)
Если говорить о жанре фантастика, то именно матрица является самым культовым фантастическим фильмом. В совокупности с Киану Ривзом, и самой режиссерской идеей сестер Вачовски, исключительно по моему субьективному мнению именно данный фильм должен быть в этом списке с приставкой культовая фантастика, пусть и с натяжкой, но лучше по фантастике еще не сняли, наверное.
"БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ" (1999)
Данный фильм живая легенда, и могу написать о нем отдельную статью, хотя фильм на столько форсированный даже спустя более 20 лет, что есть ли смысл, но если говорить по факту, то:
Бойцовский клуб это фильм не из мира сего, ну или Чак Паланик, по чьим мотивам была снята данная картина, или же режиссер Финчер гений, или актерский состав, пожалуй это тот случай о котором я писал в начальной аннотации к статье - просто пять звезд в небе сошлись и получилось такое кино. Это не только самый лучший триллер, но и пожалуй лучший фильм прошлого века, в первую очередь за смелость. Скажите мне, в каком фильме "ради прикола" на секунду появлялся мужской половой орган, и непонятно для чего это было сделано, будто Финчер сам был членом того Бойцовского клуба, и ему было наплевать. Это в первую очередь психологический триллер, можно только представить сколько офисных клерков посмотрев данный фильм отходили от завалившей их морально работы, ведь во многом, данный фильм показывает современную жизнь обычных работников, таких как мы, точнее что от нас остается (Эдвард Нортон) и - наши противоположности, второе я, оно не хорошее и не плохое, оно просто есть и от него никуда не деться, это второе я - сыграл Брэд Питт.
Я не читал книгу Чака Паланика, и доточно не могу сказать, была ли идея именно в этом , но именно фильм в первую очередь говорит о двух я, о двух личностях в любом человеке, которые не могут уживаться бок о бок, если одна из них уходит в крайность по отношению к другой. Если в начале фильма крайность была перемещена в одну сторону, то позднее крайность перемещается в обратную, здесь нет золотой середины. Очень интересная идея и, если вдруг кто - то не смотрел данный фильм (в чем я сомневаюсь) - обязательно посмотрите, особенно если вы устали от работы. На мой взгляд, идея фильма заключается в том, что нельзя уходить из крайности в крайность, даже если это ваша работа, нужно искать золотую середину между отдыхом и работой, между своим двумя я, иначе у любого человека, что то переклинит и он пойдет в другую крайность, которая будет пересекать все рамки своих же прошлых правил, как это было с героем этого великого фильма.