Найти в Дзене
ModelKostas

Обзор Trumpeter 1/35 KV-1 Mod 1939

Оглавление

Я уже давно надеюсь дожить до того светлого дня, когда можно будет, открыв коробку с моделью, и придирчиво исследовав все литники, понять, что на этот раз производитель наконец-то ответственно подошёл к изучению матчасти…

К сожалению, реальность пока что более сурова – и мне ещё ни разу не доводилось видеть ни одного кита, который полностью соответствовал бы заявленному на коробке названию, модификации и году выпуска. Зато сплошь и рядом видно, что производители стремятся быть хитрее и экономнее всех на свете. В результате рождаются модели из серии «молодой Франкенштейн» - когда за основу берется некая усреднённая база, не попадающая толком ни в одну из модификаций, и к ней прилепляются башни / пушки и прочая крупная атрибутика. Как говорится, внешне вроде похоже, и ладно. 

Не стала исключением и недавно купленная коробка с трумпетеровским КВ-1 «1939 года» (Trumpeter Russian KV-1 Mod 1939), что за каталожным номером 01561. Ну да обо всем по порядку… Законы жанра под названием «обзор» всё-таки надо соблюдать.

Литники, качество исполнения, комплектация

 Тут – всё как всегда. Тот же серый мягкий пластик, что мы уже видели на КВ-2 (на том, что перепаковывался Моделистом), то же достаточно неплохое качество литья. Однако (как и на КВ-2) присутствует смещение половинок пресс-форм – весьма некритичное, но повозиться с модельным ножом в руках придётся. В остальном – ничего удивительного и необычного – свойственное Trumpeter очень качественное, но не хватающее звёзд с неба литье.

Общий для всех трумпетеровских КВ недостаток – несколько невнятные сварные швы – присутствует и тут. Исправлять или нет – дело вкуса.Лично я не стал бы – смотрится вполне масштабно и весьма неплохо.

Приятно порадовало наличие в коробке алюминиевого ствола для орудия (Л-11) и пластинки с фототравлёными решеткой воздухозаборников (как полагается – раннего типа, без скоса спереди), решеткой заднего вентиляционного отверстия (что между ВКД и НКД) и грязеотбойником, располагающимся там же. Очевидный прогресс по сравнению с тем, что было в коробках с КВ-2 и другими моделями КВ-1 (например, с ранним КВ-1 с экранами) того же производителя.

Гусеницы даются те же самые, что и в других коробках с КВ –и наборные, и виниловые – в общем, тоже ничего удивительного.
Есть очень качественно отпечатанная (не в пример тому, что делается Моделистом) инструкция + цветная, на глянцевой бумаге, схема окраски –впрочем, простая, как 3 копейки – ибо предлагается единственно правильная на то время схема «4БО и никаких других излишеств в виде опознавательных знаков».

-3


Собираемость модели - такая же, как у других китов Трумпетера - весьма неплохая, можно обойтись минимумом шпаклевки и подгонки.

Матчасть и детальный анализ содержимого коробки

 Вот тут начинается самое интересное. Первая мысль о том, что «что-то тут не так» зародилась в моей голове сразу, как только я увидел заветные цифры «1939» на коробке. Дело в том, что серийное производство КВ-1 на Лениградском Кировском заводе (ЛКЗ) началось только во второй половине 1940 года.
Значит, под модификацией 1939 года, строго говоря, можно понимать только танки установочной партии, т.е.предсерийные. Да и то не все: дело в том, что (скажу, забегая вперед, уж извините) в коробке лежит так называемая «радиусная башня» - с полукруглой задней стенкой, и предусмотрен только вариант с пушкой Л-11 – которые существовали только на первых 18 машинах, выпущенных ЛКЗ. С июня 1940 года, когда начали изготавливаться первые серийные образцы, эта башня была заменена на более привычную нам башню с прямоугольной кормой. Соответственно, тому, кто будет строить модель из этой коробки,придется ещё до начала сборки принять принципиальное решение о том, что же собственно будет собираться – либо предсерийная машина из установочной партии (да и то не любая, а только с У7 по У18 – на более ранних машинах были крылья «авиационного типа» - в коробке этого нет), либо уже первые серийные образцы с Л-11 – но тогда не называть это «модификацией 1939 года», чтобы не погрешить против истины.

Почему решение принципиально? Потому, что от него зависит многое во внешнем облике машины – например, для серийной машины вполне допустим курсовой пулемет - но тогда придется искать донора и брать оттуда раннюю граненую башню. И т.д. и т.п. На этой радостной ноте предлагаю прервать лирическое отступление и начать двигаться по порядку - снизу вверх.

1. Ванна корпуса

Абсолютно такая же, как в других коробках с КВ-1 и КВ-2. Значит, для того, чтобы сделать её соответствующей ранним серийным образцам (а, значит, с большой вероятностью и предсерийным – ибо ни одного предсерийного образца до наших дней не сохранилось и проверить просто негде),надо будет сделать некоторое количество достаточно несложных доработок. Прежде всего, по днищу, двигаясь от кормы к носу:

  • Нижнюю кормовую деталь (НКД) отфрезеровать заподлицо с днищем (имеющийся в коробке вариант НКД взят от поздних КВ производства ЧТЗ);
  • Сделать сварной шов между днищем и НКД;
  • Перенести вперед две крышки сливных горловин под МТО – те,что располагаются ближе к бортам;
  • Сделать ещё одну крышку сливной горловины - у борта;
  • Добавить ряд заклепок;
  • Окружить заклепками и болтами подмоторный люк;
  • Добавить недостающие заклепки креплений торсионов -практически по всей длине днища;
  • Перенести сварной шов чуть вперед и "окружить" его двумя рядами заклепок;
  • Окружить заклепками эваколюк;
  • Добавить ряд заклепок перед сварным швом между нижней лобовой деталью (НЛД) и днищем;
  • Добавить 2 недостающих гужона на НЛД.

2. Борта корпуса, катки, надгусеничные полки – т.е. все, что сбоку

Вот тут придется потрудиться:

  • Прежде всего, необходимо заменить три головки болтов на три головки винтов на пластине крепления механизма натяжения ленивца к корпусу,а на самом механизме – показать резьбу, про которую начисто забыл Трумпетер.
  • Сами надгусеничные полки вполне себе ничего (абсолютно такие же, как на КВ-2), но с ящиками ЗИП у Трумпетера большой, ОЧЕНЬ большой косяк – в наборе лежат ящики позднего типа, с ручкой по центру и скошенными бортами крышек, которые появились только на машинах образца 1941 года. ошибкой.
  • Кроме того, инструкция буквально-таки требует, чтобы на правом борту танка было два ящика ЗИП – это, конечно, верно для поздних машин,но в нашем случае инструкции верить нельзя – два ящика должны быть по левом борту.
  • Балансиры правильные – раннего типа. Но придется повозиться (у меня ушел целый день) на то, чтобы убрать нестыковки половин литьевой формы + убрать облой из отверстий облегчения. То же самое – и с ограничителями хода балансиров.
  • Поддерживающие катки – тоже правильные, раннего типа,обрезиненные (не забывайте красить соответственно!)
  • Катки. Вот тут стратегия Трумпетера «положу, что есть - главное, чтобы было меньше вариантов отливок» проявила себя во всей красе. В коробке, к сожалению, лежат те же катки типа 2 (появившиеся в августе 1940 года – с ребрами усиления на диске и шестью отверстиями), что и у КВ-2. Значит, у нас, к сожалению, есть всего два варианта действий, и оба подразумевают существенную переработку модели:
    А) оставить катки как есть – тогда это однозначно серийная машина и другая (граненая) башня – как говорится, ищите донора.
    Б) при желании сделать машину установочной партии –однозначно менять, или переделывать, катки. Слава Богу, что переделки коснутся только диска – надо вместо 6 отверстий сделать 8, и, скорее всего,убрать ребра усиления – сужу по имеющимся фотографиям машины У-7. Решать вам.
  • Ведущие звездочки – смещение болтов. Лечится переворачиванием звездочки (внутренней стороной наружу), либо установкой фриуловских траков –там прилагается своя металлическая звездочка – уже правильная.

3. Теперь переходим к корме

Тут все нормально, за исключением 4 моментов:

  • Трумпетер предлагает красить красным весь задний фонарь – но мы на это не поведёмся – ведь, как настоящие моделисты, мы в курсе, что верхняя часть фонаря у КВ-1 была синего цвета.
  • Верхнюю кормовую деталь тоже придется фрезеровать – так, чтобы её радиус не выпирал над плоскостью крышки МТО, а составлял с ним одну плоскость. Эта операция просуществовала в производстве КВ до января 1941 года – следовательно, ее просто обязательно осуществить при сборке любых КВ-1 с орудием Л-11 (которое было заменено на Ф-32 еще в конце 1940 года).
  • Крыша МТО и всё, что далее вплоть до погона башни – я не увидел какого-либо криминала. Даже, как я уже говорил, решетки воздухозаборников были даны правильно – без скоса спереди.
  • На торцах бортов – у ВКД – не показаны следы резки металла. Проблема весьма бросающаяся в глаза, но, к счастью, легко исправимая.

4. Нос и далее до погона башни

Здесь тоже надо быть внимательным:

  • Планка, закрывающая стык нижней и верхней лобовых деталей. Она должна быть раннего типа – т.е. с 11 гужонами – так и есть, Трумпетер молодец.
  • Если делаем машину из установочной партии – то никокого курсового пулемета (вместо него должна быть заглушка для стрельбы из личного оружия) – не верьте инструкции. Курсовой пулемет стали ставить только на серийных машинах, и только в октябре 1940 года.
  • Если будете ставить граненую башню, тогда можете подумать про курсовой пулемет – но думайте тщательнее – там уже поджимали сроки снятия Л-11 с производства. Хотя фотографии, на которых есть и Л-11 и курсовой пулемет, существуют.
  • И уж тем более никакого дополнительного бронелиста на лбу.Это привилегия более поздних КВ. Спасибо Трумпетеру – будет лишняя запчасть.
  • У бронировки перископа не должно быть по периметру защитной планки с гужонами – она появилась позднее – в марте 1941 года, когда Л-11 уже давно не было. Сточить при установке на модель - не проблема. А еще лучше – поменяйтесь с коробкой КВ-2: если будете делать КВ-2 позднего образца, вам такая деталь очень понадобится (в коробке с КВ-2 лежит как раз ранняя, нужная нам на этом КВ-1)

5. На десерт оставим самое интересное и характерное – башню

Тут, как говорится, есть к чему руки приложить. Ибо то, что попытался изобразить Трумпетер, весьма близко к оригиналу, но далеко не идеал:

  • Маска пушки – правильная, раннего типа (6-болтовая), без обварок по бокам. Прекрасно воспроизведена фактура литой брони. Наконец-то, хоть во что-то они попали...
  • Пропорции самой башни, на первый взгляд, правильные. По крайней мере, мой придирчивый глазомер не углядел никакого криминала в геометрии и пропорциях. Это, слава Богу, не звездовская башня для сталинградских Т-34/76 …
  • И, наконец-то, бронировка кормового пулемета башни –правильная, раннего типа (неподвижная). Хоть кто-то сделал ее верно (Звезда на такую «мелочь» не обратила внимания).

А вот дальше начинаются косяки…

  • Никаких болтов на крыше башни не было. Были гужоны. Но не на машинах установочной партии. Флаг, т.е. наждак вам в руки – и спиливать.
  • Защитного кольца вокруг крышки вентилятора на этой башне тоже не было. Стачивать будет труднее, т.к. отлито всё одной деталью.
  • Да и сама крышка посажена неправильно – должна быть симметрично. Так что, скорее всего, придется стачивать всю эту крышку и искать донора. Где – хоть убей, не знаю (лично мне банально жалко драконить на запчасти несобранные модели, но, видимо, придется.
  • Козырек маски – немасштабно толст, надо брать травленый.
  • Та же самая проблема с бронировками перископов – не должно быть защитных планок по периметру. Стачивается тоже на ура – благо сами бронировки перископов даны отдельными деталями.
  • Ну и, наконец, на бортах башни должны быть не шестигранные головки болтов, а сферические заклепки – это прекрасно видно на всех фотографиях машин с такой башней.

Вывод

На мой взгляд, кит вполне заслуживает внимания тех, кто собирается сделать КВ-1 1940 года из установочной партии, или ранний серийный КВ-1 – но в этом случае придется искать донора граненой башни.

Качество самого кита в целом вполне неплохое – на уровне остальных трумпетеровских изделий. Не знаю, отпугнул ли вас этот кит, но лично у меня просто руки зачесались сделать предсерийную машину, люблю я КВ.