Найти тему
Лилия Габдрафикова

Почему татары доверяли своим женам?

Во вторник, по давнему татарскому обычаю, нельзя начинать новые дела. Правда, ислам это отрицает, вторник для мусульман – очень хороший день для всех начинаний. Но мы, на всякий случай, продолжим уже начатое дело. А именно преинтересный разговор о татарских поверьях, суевериях, требованиях этикета и прочих социальных нормах ХIX века.

Как и многие народы той эпохи, татары с подозрением смотрели на природные явления. Пожалуй, наибольшие опасения вызывали гроза и молния.

Такое небо и сегодня заставляет поверить в величие природы. А в XIX веке - тем более. Фото: мое.
Такое небо и сегодня заставляет поверить в величие природы. А в XIX веке - тем более. Фото: мое.

В обывательском сознании молния воспринималась как ход борьбы ангела с шайтаном, во время их гонки сыпались искры. Во избежание нечаянного проникновения в дом шайтана, татары во время грозы закрывали все окна, двери, печные отверстия. Согласитесь, в этом было не мало рационального. Ведь шаровую молнию еще никто не отменял.

Любопытно, что тем, кто во время грозы оказывался не в помещении, советовали держаться подальше от женщин.

Считалось, что они по природе своей существа дьявольские и поэтому притягивают шайтана, а вместе с тем и молнию — «огненные камни».

Во многих так называемых волшебных народных сказках женщина фигурировала как юха — змея (тысячелетний дракон), своеобразный аналог дьявола. Как в случае со средневековыми ведьмами, особое подозрение вызывали представительницы женского пола с яркой внешностью и очень любимые мужьями.

Кстати, тему жены-юха обыграли в недавнем татарском хорроре «Водяная» (2018). В роли коварной Юхи – Нафиса Хайруллина. Кадр из фильма.
Кстати, тему жены-юха обыграли в недавнем татарском хорроре «Водяная» (2018). В роли коварной Юхи – Нафиса Хайруллина. Кадр из фильма.

Вероятно, отсюда и определенная осторожность в обращении с женщинами в татарском семейном этикете. Например, в сборнике правил поведения, опубликованном в 1880 году Мустафой Уразовым в Казани, татарским мужьям давались следующие советы:

  • секрета своего жене не говори и, какою бы набожною она ни казалась, на верность ее не надейся;
  • о делах своих с женою не толкуй и денег ей зря не давай;
  • жену свою не ругай и не кляни, чтобы она не просила развода — талак;
  • если не желаешь заводить неприятности, взаймы у жены ничего не проси;
  • из дома жену без себя не отпускай, а то сведут ее с пути.

Может быть, некоторым мужьям эти советы 140-летней давности и сегодня будут по душе.

Квинтэссенцией этих предписаний, очевидно, является пословица, зафиксированная К.Насыри, «Не опирайся на лед и не надейся на жену» («Бозга таянма, хатынга ышанма»).

Справедливости ради надо отметить, что в целом среди татарских пословиц доминируют образцы, где жены наделяются положительными чертами и рассматриваются как опора своих мужей.

Тем не менее, связь отдельных образцов татарского фольклора и патриархального уклада их семейной жизни очень полюбилась некоторым специалистам. Очень выпукло это преподносилось в советское время, когда якобы тяжелое и угнетенное положение восточных женщин рассматривалось как один из характерных признаков капиталистического быта. И в этом контексте особенно досталось "татарской женщине". Ну той самой, которая никак не могла открыть глаза.

В советское время даже татарский женский журнал "Сөембикә" переименовали в "Азат хатын" ("Свободная женщина"). Все для того, чтобы "освободить" татарскую женщину от этих татар-"варваров".  Фото: мое
В советское время даже татарский женский журнал "Сөембикә" переименовали в "Азат хатын" ("Свободная женщина"). Все для того, чтобы "освободить" татарскую женщину от этих татар-"варваров". Фото: мое
Хотя, безусловно, такого рода экстраполяция советских представлений на повседневность дореволюционного времени являлась не совсем верным в научном отношении.

Ведь для людей той эпохи существовали свои социальные нормы и отклонения. Если с одной стороны в женщине имелось много «дьявольского», то защиту они искали в тех же мужчинах, так как считалось, что на них редко нападают бесы и другого рода нечистая сила. Например, подобием такого компромисса было то, что, по замечанию Я.Коблова, татарки часто брали в баню с собой одного ребенка мужского пола. То есть ребенок в этом случае выступал как своеобразный оберег.

Кроме того, не следует забывать, что дореволюционные исламские нормы давали татарской женщине широкие права. Например, в отличие от христианок мусульманки могли по собственной инициативе развестись с мужем. Татарских девочек даже из самых бедных семей обучали грамоте.

А в 1916 году в Казани вообще открыли татарскую женскую гимназию. Специальной татарской мужской гимназии тогда не было, но вот о женском классическом образовании позаботились. Поэтому татарские мужчины на самом деле не только доверяли своим женам, сестрам и дочерям, но и называли их "матерями нации", а значит ставили их на самый высокий пьедестал. Но это уже совсем другая история, о которой напишу как-нибудь позже.

А пока не забывайте ставить лайки и подписывайтесь на мой авторский канал. Иң кызыклы мәкәләләр әле алда, Алла бирсә!

Если вы пропустили материал про другие татарские суеверия, то про них можно прочитать вот здесь.

А если вы еще не знаете, как татары соблюдали интересы женщин в своих синематографах, то об этом можно прочитать вот здесь