Во вторник, по давнему татарскому обычаю, нельзя начинать новые дела. Правда, ислам это отрицает, вторник для мусульман – очень хороший день для всех начинаний. Но мы, на всякий случай, продолжим уже начатое дело. А именно преинтересный разговор о татарских поверьях, суевериях, требованиях этикета и прочих социальных нормах ХIX века.
Как и многие народы той эпохи, татары с подозрением смотрели на природные явления. Пожалуй, наибольшие опасения вызывали гроза и молния.
В обывательском сознании молния воспринималась как ход борьбы ангела с шайтаном, во время их гонки сыпались искры. Во избежание нечаянного проникновения в дом шайтана, татары во время грозы закрывали все окна, двери, печные отверстия. Согласитесь, в этом было не мало рационального. Ведь шаровую молнию еще никто не отменял.
Любопытно, что тем, кто во время грозы оказывался не в помещении, советовали держаться подальше от женщин.
Считалось, что они по природе своей существа дьявольские и поэтому притягивают шайтана, а вместе с тем и молнию — «огненные камни».
Во многих так называемых волшебных народных сказках женщина фигурировала как юха — змея (тысячелетний дракон), своеобразный аналог дьявола. Как в случае со средневековыми ведьмами, особое подозрение вызывали представительницы женского пола с яркой внешностью и очень любимые мужьями.
Вероятно, отсюда и определенная осторожность в обращении с женщинами в татарском семейном этикете. Например, в сборнике правил поведения, опубликованном в 1880 году Мустафой Уразовым в Казани, татарским мужьям давались следующие советы:
- секрета своего жене не говори и, какою бы набожною она ни казалась, на верность ее не надейся;
- о делах своих с женою не толкуй и денег ей зря не давай;
- жену свою не ругай и не кляни, чтобы она не просила развода — талак;
- если не желаешь заводить неприятности, взаймы у жены ничего не проси;
- из дома жену без себя не отпускай, а то сведут ее с пути.
Может быть, некоторым мужьям эти советы 140-летней давности и сегодня будут по душе.
Квинтэссенцией этих предписаний, очевидно, является пословица, зафиксированная К.Насыри, «Не опирайся на лед и не надейся на жену» («Бозга таянма, хатынга ышанма»).
Справедливости ради надо отметить, что в целом среди татарских пословиц доминируют образцы, где жены наделяются положительными чертами и рассматриваются как опора своих мужей.
Тем не менее, связь отдельных образцов татарского фольклора и патриархального уклада их семейной жизни очень полюбилась некоторым специалистам. Очень выпукло это преподносилось в советское время, когда якобы тяжелое и угнетенное положение восточных женщин рассматривалось как один из характерных признаков капиталистического быта. И в этом контексте особенно досталось "татарской женщине". Ну той самой, которая никак не могла открыть глаза.
Хотя, безусловно, такого рода экстраполяция советских представлений на повседневность дореволюционного времени являлась не совсем верным в научном отношении.
Ведь для людей той эпохи существовали свои социальные нормы и отклонения. Если с одной стороны в женщине имелось много «дьявольского», то защиту они искали в тех же мужчинах, так как считалось, что на них редко нападают бесы и другого рода нечистая сила. Например, подобием такого компромисса было то, что, по замечанию Я.Коблова, татарки часто брали в баню с собой одного ребенка мужского пола. То есть ребенок в этом случае выступал как своеобразный оберег.
Кроме того, не следует забывать, что дореволюционные исламские нормы давали татарской женщине широкие права. Например, в отличие от христианок мусульманки могли по собственной инициативе развестись с мужем. Татарских девочек даже из самых бедных семей обучали грамоте.
А в 1916 году в Казани вообще открыли татарскую женскую гимназию. Специальной татарской мужской гимназии тогда не было, но вот о женском классическом образовании позаботились. Поэтому татарские мужчины на самом деле не только доверяли своим женам, сестрам и дочерям, но и называли их "матерями нации", а значит ставили их на самый высокий пьедестал. Но это уже совсем другая история, о которой напишу как-нибудь позже.
А пока не забывайте ставить лайки и подписывайтесь на мой авторский канал. Иң кызыклы мәкәләләр әле алда, Алла бирсә!
Если вы пропустили материал про другие татарские суеверия, то про них можно прочитать вот здесь.
А если вы еще не знаете, как татары соблюдали интересы женщин в своих синематографах, то об этом можно прочитать вот здесь