В детстве лет в 10—14 я зачитывалась книжками Лёвшина и Перельмана, обожала решать задачки из бесчисленных занимательных сборников. Эти книжки можно сравнить с друзьями-приятелями, с которыми можно часами болтать, кататься на велосипеде, ходить на речку, перекинуться в картишки. Именно с таких незамысловатых радостей и переживаний рождается дружба на всю жизнь.
Примерно тогда же мне попалась книга о математике, но совсем другая. Сегодня я сравнила бы её с человеком, который за рюмочкой чая поведал историю многих поколений своей семьи. Какими путями устраиваются человеческие судьбы, почему они иногда похожи на летящую стрелу, а иногда на хитросплетение узлов. Как незаметные на первый взгляд события обрушивают лавину перемен, и как бывает наоборот, когда мощное течение постепенно сходит на нет. Такой рассказ очень отличается от учебников истории, где мы видим историю человечества с высоты птичьего полета. Он позволяет углубиться в детали, но не слишком; вскрывает движущие мотивы и последствия действий отдельных личностей, а не исторические закономерности в развитии больших обществ.
Это книга Вольдемара Смилги «В погоне за красотой». Она рассказывает об истории одной закавыки в «Началах» Евклида.
Строя систему аксиом геометрии, Евклид сформулировал пять постулатов.
У четырех были краткие, емкие и прозрачные формулировки, а пятый был гадким утенком. Он был длинный, муторный и далеко не изящный. О том, как разворачивалась судьба этого гадкого утенка на протяжении 2000 лет, как его доказывали, как его опровергали, и как в результате родилось новое представление о том, что такое геометрия и как устроена наша вселенная, и рассказывает автор .
Математика как наука приносит практическую пользу человечеству, но не мгновенно. Обычно первопроходцы не знают, как их открытия будут применяться на практике, — и все равно прокладывают новые пути.
Не впадая в раж восхвалений, балансируя на грани разгадывания психологических кроссвордов, Вольдемар Смилга проясняет, что двигает людьми, которые не оставляют стараний, все глубже и глубже проникая в задачу. Так что мы кое-что узнаем не только о математике, но и о математиках и их мотивах.
- Почему Аристотель считал, что формулировка аксиом — слишком серьезное занятие, чтобы доверять его математикам.
- Почему у Евклида были причины формулировать пятый постулат так неуклюже, — несмотря на то, что он мог выразить его просто и ясно.
- Почему и Хайям и Кеплер много занимались астрологией.
- Почему Лобачевский — настоящий герой.
- Почему Остроградский был его научным врагом.
- И почему, когда геометрию Лобачевского приняли и даже создали разные ее модели, — история совсем не закончилась, а в каком-то смысле даже только началась.
- И причем здесь общая теория относительности.
Читать будет интересно не только математикам, но и гуманитариям тоже.
Мне очень хотелось, чтобы эту книгу переиздали. Я разыскала в Фейсбуке наследника авторских прав (это Андрей Вольдемарович Смилга; тоже физик-теоретик и тоже популяризатор науки. Его книгу «Квантовая теория поля на обед» я всем горячо рекомендую). Потом обращалась к знакомым в разных издательствах, и ура! связать нужных людей получилось и книга вышла.
А.В.Смилга подготовил новое издание книги своего отца: исправил некоторые неточности и добавил примечания, отражающие современное состояние науки. Да-да, в 1965 году, когда книга была написана, история пятого постулата не закончилась. Она продолжается до сих пор, и новые открытия ждут нас в будущем..