Найти тему

Жизненные циклы семьи (начало)

Жизненный цикл семьи - последовательность стадий развития и функционирования семьи на протяжении всего периода ее существования, которая зависит как от объективных изменений, так и от решения психологических, социальных и иных внутренних задач семьи. В обычных условиях процесс развития семьи представляет собой чередование стабильных стадий и коротких кризисных периодов с теми или иными изменениями на выходе. 

Переход от стадии к стадии, как правило, сопровождается кризисом (естественным, травматическим или возрастным), без которого невозможно дальнейшее развитие семьи. 

Кризис – это, когда «мы в тупике», когда жить по-старому уже не получается, а по-новому не понятно как. Чаще всего, именно с такими словами и приходят к семейному психологу. 

Можно вывести такую формулу: изменения в семейной жизни + адаптация к новым условиям (ситуации) и правилам семейного уклада + изменения образа себя самих = новая ступень развития. Например, для одних супругов адаптация в период появления детей может проходить болезненно и тяжело, а для других – это простая и безболезненная интеграция, но позднее могут возникнуть сложности на стадии ухода ребёнка/детей из родительского дома. 

Последовательность прохождения жизненных циклов семьи (это общая периодизация, в которой могут быть как исключения, так и дополнения): 

1. Стадия монады (единицы):

Задачи: 

- Психологическое и физическое (своё собственное место проживания) отделение от родителей (или предыдущих супругов, партнеров) 
- Опыт самостоятельной жизни (налаживание быта, социальных контактов, сферы деятельности, заработка) 
- Независимость и формирование собственной идентичности 
- Осознанное желание и стремление к построению личных постоянных отношений (психологическая готовность, осознанные представления о будущем партнере) 

Возможные негативные проявления: 

- Экономическая и психологическая зависимость от родителей

- Разрыв отношений с родителями 
- Вступление в отношения как способ ухода из родительской семьи 

Очень часто можно наблюдать такую специфику российских семей как чрезмерная зависимость от родителей, что связано с внешними причинами (экономическими, социальными проблемами в стране, маленькой жилплощадью и невозможностью покупки собственного жилья), так и внутренними (нежелание отделения и отдаления, психологическая и эмоциональная привязанность, нарушенные границы, отсутствие собственных взглядов на жизнь, инфантильность). 

2. Период ухаживания: 

Задачи: 

- Поиск партнёра для постоянных отношений и брака 
- Знакомство, ухаживания, осознанный выбор, реалистичные ожидания 
- Развитие способности к близости, ответственности за себя и другого 
- Стремление к зрелым отношениям 

Возможные негативные проявления: 

- Родительская семья переживает этап ослабления эмоциональных связей, привязанности, контроля 
- Отыгрывание «детской роли» 
- Ранний возраст вступления в брак или короткий период знакомства/ухаживания (до года) 
- Слишком затянутый период ухаживаний (затягивание принятия решений) или, наоборот, стремление к преждевременному браку 
- Неопределенность отношений 
- Чрезмерная идеализация партнёра (восприятие партнера и отношений в «розовых очках») 

Чаще всего, основными сложностями на этом этапе становятся невозможность установления близких и доверительных взаимоотношений, сложности с осознанным выбором, а также невозможность по ряду причин заключить брак с любимым человеком. 

3. Стадия диады - молодая семья без детей (2 элемента):

Задачи: 
- Адаптация супругов к совместной жизни (социальная, бытовая, психоэмоциональная, сексуальная и проч.) 
- Осознание и принятие различий партнеров 
- Формирование парной идентичности (местоимение «мы») 
- Установление оптимального баланса близости/отдаленности 
- Распределений ролей, обязанностей и сфер ответственности 
- Установление внутренних и внешних границ (внутри самой пары и с родительскими семьями) 
- Стремление к самореализации и поддержка супругов 
- Урегулирование договоренностей и соглашений, в том числе, в вопросе будущего родительства 

Возможные негативные проявления: 


- Нарастание разногласий в связи и по поводу совместного проживания 
- Невозможность договориться и напряжение по ряду нерешенных вопросов (быт, бюджет, территория, правила, зоны ответственности и др.) 
- Ссоры, напряжение, раздражение из-за противоречий и различий 
- Критика, деидеализация, борьба за власть и контроль 
- Конфликты с родительскими семьями 

Причинами обращения к семейному специалисту на этой стадии служат ощущение супругов, что они «оказались в ловушке», заключив брак (слишком поспешное решение и/или чувство вины перед родителями). Партнеры могут столкнуться с тем фактом, что они очень разные («Если мы такие разные, то что мы делаем вместе?») Могут возникнуть интимные проблемы в силу неопытности, разницы в воспитании, разных желаний. Часто в процессе работы с молодой семьёй обнаруживается скрытый триггеры - нерешённый вопрос о детях, о стилям воспитания, образе жизни, которые создают дополнительное напряжение между супругами. 

4. Семья с маленьким ребёнком (треугольник):

Задачи: 


- Построение принципиально новых отношений 
- Перестройка взаимоотношений с прародителями 
- Сохранение супружеской близости и интимности 
- Защита супружеских отношений от различных стрессов (внутренних и внешних) 
- Создание оптимальных условий для роста и развития ребёнка 
- Взаимодействие с ребёнком 
- Изменение образа и стиля жизни 
- Научение справляться с различными проблемами, возникающими в период родительства (уход, общение, воспитание и проч.) 

Возможные негативные проявления: 


- Психологический и физический стрессы (усталость, переутомление, раздражение, недосып, эмоциональный спад, послеродовой депрессия, дефицит самореализации, неготовность к появлению ребёнка, отсутствие интимной близости и др.) 
- Сверхвключенность матери или отца 
- Финансовые сложности 
- Кризис идентичности 
- Отчуждение и измены мужа 
- Вмешательство прародителей 
- Деидеализация образа друг друга и семейной жизни в целом 

Люди, которые считали свой брак «пробной попыткой» понимают, что теперь будет сложнее расстаться и остаются семьёй ради ребёнка. Порой семьи приходят с запросом - «как «правильно» развестись, если есть ребёнок?» 

Некоторые молодые мамы воспринимают рождение ребёнка буквально как приобретение существа, который будет ее любить (психологический подтекст - восполнение дефицита любви к себе самой). Но фантазии сталкиваются с реальностью и разбиваются, с осознанием того, что «отдавать» приходится больше. Другие мамы стремятся стать «идеальной матерью», и чаще всего их желание «не выживает» в условиях реальности, что влечёт за собой спад самооценки, уверенности в себе как женщины, нереализацию как матери и жены. 

Зачастую, супружеские пары пытаются решить свои проблемы за счёт ребёнка. Причём ребёнок может выступать в разных ролях - «козел отпущения», партнёр в коалиции с кем-то из супругов против другого супруга, примирителя в конфликтах или же единственного оправдания брака. 

Продолжение следует...