Жизненный цикл семьи - последовательность стадий развития и функционирования семьи на протяжении всего периода ее существования, которая зависит как от объективных изменений, так и от решения психологических, социальных и иных внутренних задач семьи. В обычных условиях процесс развития семьи представляет собой чередование стабильных стадий и коротких кризисных периодов с теми или иными изменениями на выходе.
Переход от стадии к стадии, как правило, сопровождается кризисом (естественным, травматическим или возрастным), без которого невозможно дальнейшее развитие семьи.
⠀
Кризис – это, когда «мы в тупике», когда жить по-старому уже не получается, а по-новому не понятно как. Чаще всего, именно с такими словами и приходят к семейному психологу.
⠀
Можно вывести такую формулу: изменения в семейной жизни + адаптация к новым условиям (ситуации) и правилам семейного уклада + изменения образа себя самих = новая ступень развития. Например, для одних супругов адаптация в период появления детей может проходить болезненно и тяжело, а для других – это простая и безболезненная интеграция, но позднее могут возникнуть сложности на стадии ухода ребёнка/детей из родительского дома.
⠀
Последовательность прохождения жизненных циклов семьи (это общая периодизация, в которой могут быть как исключения, так и дополнения):
⠀
1. Стадия монады (единицы):
⠀
Задачи:
- Психологическое и физическое (своё собственное место проживания) отделение от родителей (или предыдущих супругов, партнеров)
- Опыт самостоятельной жизни (налаживание быта, социальных контактов, сферы деятельности, заработка)
- Независимость и формирование собственной идентичности
- Осознанное желание и стремление к построению личных постоянных отношений (психологическая готовность, осознанные представления о будущем партнере)
⠀
Возможные негативные проявления:
- Экономическая и психологическая зависимость от родителей
- Разрыв отношений с родителями
- Вступление в отношения как способ ухода из родительской семьи
⠀
Очень часто можно наблюдать такую специфику российских семей как чрезмерная зависимость от родителей, что связано с внешними причинами (экономическими, социальными проблемами в стране, маленькой жилплощадью и невозможностью покупки собственного жилья), так и внутренними (нежелание отделения и отдаления, психологическая и эмоциональная привязанность, нарушенные границы, отсутствие собственных взглядов на жизнь, инфантильность).
⠀
2. Период ухаживания:
⠀
Задачи:
- Поиск партнёра для постоянных отношений и брака
- Знакомство, ухаживания, осознанный выбор, реалистичные ожидания
- Развитие способности к близости, ответственности за себя и другого
- Стремление к зрелым отношениям
⠀
Возможные негативные проявления:
- Родительская семья переживает этап ослабления эмоциональных связей, привязанности, контроля
- Отыгрывание «детской роли»
- Ранний возраст вступления в брак или короткий период знакомства/ухаживания (до года)
- Слишком затянутый период ухаживаний (затягивание принятия решений) или, наоборот, стремление к преждевременному браку
- Неопределенность отношений
- Чрезмерная идеализация партнёра (восприятие партнера и отношений в «розовых очках»)
⠀
Чаще всего, основными сложностями на этом этапе становятся невозможность установления близких и доверительных взаимоотношений, сложности с осознанным выбором, а также невозможность по ряду причин заключить брак с любимым человеком.
⠀
3. Стадия диады - молодая семья без детей (2 элемента):
⠀
Задачи:
- Адаптация супругов к совместной жизни (социальная, бытовая, психоэмоциональная, сексуальная и проч.)
- Осознание и принятие различий партнеров
- Формирование парной идентичности (местоимение «мы»)
- Установление оптимального баланса близости/отдаленности
- Распределений ролей, обязанностей и сфер ответственности
- Установление внутренних и внешних границ (внутри самой пары и с родительскими семьями)
- Стремление к самореализации и поддержка супругов
- Урегулирование договоренностей и соглашений, в том числе, в вопросе будущего родительства
⠀
Возможные негативные проявления:
- Нарастание разногласий в связи и по поводу совместного проживания
- Невозможность договориться и напряжение по ряду нерешенных вопросов (быт, бюджет, территория, правила, зоны ответственности и др.)
- Ссоры, напряжение, раздражение из-за противоречий и различий
- Критика, деидеализация, борьба за власть и контроль
- Конфликты с родительскими семьями
⠀
Причинами обращения к семейному специалисту на этой стадии служат ощущение супругов, что они «оказались в ловушке», заключив брак (слишком поспешное решение и/или чувство вины перед родителями). Партнеры могут столкнуться с тем фактом, что они очень разные («Если мы такие разные, то что мы делаем вместе?») Могут возникнуть интимные проблемы в силу неопытности, разницы в воспитании, разных желаний. Часто в процессе работы с молодой семьёй обнаруживается скрытый триггеры - нерешённый вопрос о детях, о стилям воспитания, образе жизни, которые создают дополнительное напряжение между супругами.
⠀
4. Семья с маленьким ребёнком (треугольник):
⠀
Задачи:
- Построение принципиально новых отношений
- Перестройка взаимоотношений с прародителями
- Сохранение супружеской близости и интимности
- Защита супружеских отношений от различных стрессов (внутренних и внешних)
- Создание оптимальных условий для роста и развития ребёнка
- Взаимодействие с ребёнком
- Изменение образа и стиля жизни
- Научение справляться с различными проблемами, возникающими в период родительства (уход, общение, воспитание и проч.)
⠀
Возможные негативные проявления:
- Психологический и физический стрессы (усталость, переутомление, раздражение, недосып, эмоциональный спад, послеродовой депрессия, дефицит самореализации, неготовность к появлению ребёнка, отсутствие интимной близости и др.)
- Сверхвключенность матери или отца
- Финансовые сложности
- Кризис идентичности
- Отчуждение и измены мужа
- Вмешательство прародителей
- Деидеализация образа друг друга и семейной жизни в целом
⠀
Люди, которые считали свой брак «пробной попыткой» понимают, что теперь будет сложнее расстаться и остаются семьёй ради ребёнка. Порой семьи приходят с запросом - «как «правильно» развестись, если есть ребёнок?»
⠀
Некоторые молодые мамы воспринимают рождение ребёнка буквально как приобретение существа, который будет ее любить (психологический подтекст - восполнение дефицита любви к себе самой). Но фантазии сталкиваются с реальностью и разбиваются, с осознанием того, что «отдавать» приходится больше. Другие мамы стремятся стать «идеальной матерью», и чаще всего их желание «не выживает» в условиях реальности, что влечёт за собой спад самооценки, уверенности в себе как женщины, нереализацию как матери и жены.
⠀
Зачастую, супружеские пары пытаются решить свои проблемы за счёт ребёнка. Причём ребёнок может выступать в разных ролях - «козел отпущения», партнёр в коалиции с кем-то из супругов против другого супруга, примирителя в конфликтах или же единственного оправдания брака.
Продолжение следует...