Мне тоже всегда казалось, что русского человека втиснуть в рамки, серьезно ограничивающие его жизнь, практически невозможно. Нашего человека невозможно приучить к аккуратному поведению за рулем, невозможно заставить не парковаться на газонах, думала я несколько лет назад, грустно глядя на безобразные вмятины от колёс на нежном, зеленеющем после дождя газоне. И переживала: как же не жаль человеку разрушать эту красоту. Введение штрафов за парковку на газонах, а также массовое размещение камер видеонаблюдения решили эту проблему в большей её части. Где-то помогли ограждения и вбитые по краю тротуара металлические ограничители.
Большинство водителей пропускают пешеходов - лет двадцать назад таких были единицы. Нет, у нас ещё полно невоспитанных водителей. И всё же ситуация с годами значительно поменялась.
Кто у нас дальше?) Собачники. Сразу оговорюсь: к собакам отношусь нежно, в моем детстве у нас в семье всегда жили собаки и прочие домашние животные. Лет двадцать назад, будучи в Испании, я наблюдала, как хозяин, выгуливая маленькую собачку, достал целлофановый пакетик и убрал за ней. Представить себе подобное у нас было невозможно. Сегодня, дважды в день пересекая бульвар, я регулярно наблюдаю, как хозяева убирают за своими питомцами. Да, это делают далеко не все, и все же лёд тронулся. Произошло это без введения карательных мер, люди делают это или не делают, каждый исходя из собственных представлений о культуре.
Коронавирусная пандемия Москву не пощадила: почти половина заражений в стране пришлась на столицу. Вначале бОльшая часть населения полагала, что новая вирусная инфекция серьезной угрозы не несёт. И я на это надеялась - при том, что у меня медицинское образование. Просто с подобным мы не сталкивались. То, что шутки кончились, я поняла, когда позвонила своему стоматологу, работающей в крупном Федеральном центре, с намерением записать ребенка на плановый осмотр. В ответ услышала, что ничего не выйдет: их уже закрыли, изъяв одно из зданий под клинику для лечения ковидных больных. Строились быстровозводимые больницы, были привлечены средства и силы Минобороны. В Москве лечебные учреждения разного профиля массово и экстренно переоборудовались под инфекционные больницы.
Приятельница и коллега моей мамы - врач КТ-диагностики в один из дней в разговоре с ней поделилась, что приняла более пятидесяти пациентов: почти у половины пневмонии с той или иной степенью поражения легких.
Ну и последним событием, развеявшим какие-либо заблуждения на предмет серьезности новой угрозы стало то, что коронавирусом тяжело заболел зам. руководителя учреждения, где я работаю. А поскольку он тесно контактировал и проводил совещания с большим числом сотрудников, то, фактически, всё руководство центром оказалось на карантине.
Это я всё к тому, что и поныне есть много людей, считающих пандемию выдумкой кого-то. Кого, непонятно. Так могут считать лишь люди, которых не коснулась беда, никто из родных, друзей не заболел, не угодил в реанимацию...
Но я, в данном случае, о другом. Не знаю, как по стране, я лишь о Москве. Никогда не думала, что наших людей можно призвать массово выполнять явно создающие дискомфорт и неудобства ограничения. Оказывается, вполне можно. Горожане сначала по призыву властей самоизолировались в своих квартирах. Такой Москвы я не помню вообще. Исходя из своего возраста, я могу помнить Москву, начиная с самого конца 70-х годов, Москву моего детства. Так вот, уже в те годы столица никогда не была такой пустынной. Разве что летом 1980-го года, когда на период Олимпиады Москва была закрыта для приезжих. Но и тогда москвичи выходили из домов, гуляли, посещали магазины.
Нынешние безлюдные улицы, свободное метро, опустевшие парки и бульвары поражали воображение: где я? Москва ли это? Как удалось удалось убедить наших людей остаться дома? А потом массово надеть маски и перчатки? Конечно, многочисленные напоминания и сюжеты по ТВ о реальности штрафов за нарушение правил поведения в период пандемии сделали своё дело: никто не был готов выложить четыре тысячи в качестве штрафа. Кто-то действительно опасался за здоровье своё и своих близких - и таких людей, осознавших тяжесть проблемы, немало.
Когда у кассы в универсаме мужчина средних лет сделал мне замечание по поводу того, что я не соблюдаю дистанцию, я окончательно поняла, что мы не безнадежные пофигисты, которых невозможно привлечь к порядку. Считалось, что само слово "порядок" - это что-то из лексикона, предположим, немцев, или некоторых других европейцев, но не про русских. Оказалось, это не так. Русский человек тоже умеет соблюдать порядок. Особенно, когда жареный петух клюнет.
Власти просто обязаны сделать из этого всего вывод. О чём? О том, что надо поступательно, аккуратно, но настойчиво приучать население к порядку и культуре: не мусорить на улицах города, не загаживать места отдыха в скверах, парках и лесных зонах отдыха - вводить за это штрафы и реально наказывать рублем. Штрафовать владельцев собак за выгул возле домов и на детских площадках и нежелание убирать за питомцами.
Я - реалистка, я понимаю, что до Сингапура с его вымытыми с шампунем улицами нам далеко. И их заоблачные штрафы наших людей только раздраконят. Должна быть мера. Но и меры приниматься тоже должны.
Мы не хуже других. И достойны красивых, чистых и безопасных для жизни городов и сел.
А вам, москвичи, и всем, кто оказался в Москве в пору хозяйничанья этой заразы, моя благодарность. За понимание, терпение, культуру.
Все-таки я живу в лучшем городе земли)
P.S. Что до властей, то они сумели в целом адекватно встретить вызовы и организовать население.
Благодарю всех, кто дочитал до конца!
И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.