Мои читатели, давайте сегодня взглянем на один момент восстания декабристов без розовых соплей. Без хороших или плохих декабристов или Николая Павловича – кому, кто больше нравится.
Сегодня, будет немного о другом. О трех маленьких девочках.
Представьте себе. Утро 14 декабря 1825 года. В Зимнем дворце узнали, что Московский полк взбунтовался. Кто еще взбунтуется, что будет через полчаса, а уж тем более через час – непонятно. Николай Павлович не зря ведь вечером сказал жене, что если что –
«Надо постараться умереть с честью».
Это не я придумал, это так в дневнике Александры Федоровны написано.
Николай I и его жена находились в Зимнем дворце. А их дети – на тот момент четверо: Александр, Мария, Ольга и Александра – в Аничковом дворец, бывшем резиденцией великого князя Николая, который напомню, так и не был четко и по закону назначен наследником престола. Манифест об этом Александр I не огласил.
Посмотрите на карту. Она, конечно, современная, но Аничков и Зимний дворцы, а также Сенатская площадь никуда не передвинулись.
Итак, на Сенатской уже стоят бунтовщики. Сколько и кто к ним еще присоединится – непонятно.
У Николая в наличии на момент начала мятежа огромные силы – целая 6-я егерская рота лейб-гвардии Финляндского полка, которая в тот день стояла в карауле. Это не более 100 человек. И пока это все.
Телефонов тогда не придумали. Что с детьми – никто не знает. Понятно только, что переприсяга пошла совсем не гладко, что, собственно и ожидалось. И теперь совсем непонятно, чем все это закончится и кто останется в живых. Если, вообще, останется.
Но пока надо перевезти детей под ту защиту, какая есть. Если получится. Потому что в Аничковом дворце, по сути, вообще нет никакой. Напомню, что на тот момент – Александру – 7 лет, Марии – 6 лет, Ольге – 3 года, Александре – целых 6 месяцев. И это – почти все дети, которые есть у дома Романовых. Кроме них – еще только 10-месячная Мария Михайловна, первая дочь младшего брата Николая – Михаила.
Первыми из Аничкова в Зимний дворец, под защиту спасительных штыков финляндцев и уже спешивших на помощь саперов и преображенцев повезли … девочек.
Можно, конечно, мои читатели, посмотреть на это и с благородной точки зрения – мол, первыми спасали девочек. Но давайте, будем честными – не понимая, получится ли вообще провезти их из дворца во дворец, не очень хорошо представляя себе, что происходит в городе, их сознательно подставляли под удар, чтобы проверить – безопасен ли маршрут, получится ли провезти наследника.
Ничего удивительного в этом не было, особенно, если вспомнить, что вообще-то в планах заговорщиков было истребление императорской семьи. Всей.
Хотя одной из тех путешественниц, Ольге Николаевне, было всего 3 года, она запомнила события того сурового зимнего дня:
«…14 декабря мы покинули Аничков дворец, чтобы переехать в Зимний, входы которого можно было лучше защищать в случае опасности. Я вспоминаю, что в тот день мы остались без еды, вспоминаю озадаченные лица людей, празднично одетых, наполнявших коридоры, Бабушку с сильно покрасневшими щеками….»
И только когда девочки благополучно оказались в Зимнем дворце, повезли Александра. Ему было на тот момент 7 лет и в этот день его отец стал императором, а он, по закону о престолонаследии – цесаревичем, наследником российского трона. Ехали в наемной карете – решили не рисковать, не рисоваться царскими выездами в городе, где взбунтовались гвардейские полки.
А в это время к Зимнему дворцу подходил верный царю саперный батальон и уже бежали через Неву взбунтовавшиеся солдаты Гренадерского полка во главе с поручиком Пановым. До того момента, когда саперы спасут Российскую империю, оставались какие-то минуты… Но это – уже другая история.
Но все-таки, когда речь идет о судьбе всей династии, рискуют сначала девочками. Что бы там потом ни говорили о защите прекрасного пола.
-------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграме и в Телеграме. При желании меня можно читать и смотреть и там.