Известно, что сценарий к фильму «Леди Бёрд» Греты Гервиг родился из одной фразы: «Почему ты не зовешь меня Леди Берд? Ты же обещала?», и Тимоти Шаламе, засветившийся в божьей коровке в том числе, открылся для меня из похожей реплики: «Зови меня своим именем, а я буду звать тебя своим». Если без лирики, то как бы и кого там не звали - звезда родилась.
Проматывая фильмографию молодого дарования, с удивлением заметила, что смотрела фактически все ленты с его участием (даже короткие), а мне все мало. Он кстати, в этом плане отличный стратег (не знаю, нарочно ли) - картины с его участием выходят дозированно и последовательно по 2-3 в год, как весенняя и осенняя коллекции, что держит нас в зрительском тонусе без забвения и томительного ожидания.
Расставлю все точки над «и»: я не теку по сладкой мордашке Шаламе, которую без ущерба можно подставить в классические полотна Рембрандта и Боттичелли. Мои оды воспевают его исключительный талант и умение быть хорошим мальчиком для всех. В плане сексуальности он у меня отмечен в плоскости Дэвида Боуи. Как-то раз я засматривалась на Боуи разных лет, упивалась масштабом его личности, которой хватает даже на меня - простую девочку из села, где высохла единственная речка, и не могла понять: почему при всей красоте и дьявольском обаянии я не могу его представить как объект желания, даже смутный? Обычно это работает на раз-два - ложишься спать, открываешь портал в миры, где можно носить любые прически и пить кофе с Тарантино, в отправных параметрах выбираешь мужчину под характер истории и дальше она катится как подросток на скейте. Но не в случае с Боуи и, как выяснилось, Шаламе. Для меня они не просто «сексуальные», а воплощением самого определения этого слова, его визуальная расшифровка (не пример - это важно), отчего моя физическая поверхность не пересекается с их эстетической. Можно только смотреть - руками не трогать (хотя другим очень хочется).
Что он умеет? Реагировать на происходящее в кадре, что делает его игру живой. Он не становится другим человеком, как Дэниэл Дэй-Льюис, с молодой версией которого Шаламе часто сравнивают (лестно не то слово), а подгребает все пространство под себя. Потрогать рыбу, запрыгнуть на стену, скорчиться телом от слишком громкого хлопка двери - всего этого обычно нет в сценариях, но есть в самом Тимоти. И если смотреть любой фильм с ним через рассеянную призму таких вот мелких моментов, то окажется, что добротная доля обаяния ленты строится именно на них. Про его микрореализм написана подробная статья в «Сеансе».
Быть смешным. Серьезно, мне кажется что-что, а вот его комедийный талант недооценен. Когда-нибудь все устанут использовать шикарные кудри и французский шарм родом из зари карьеры Луи Гарреля и обратятся к пантомимам, которые просвечиваются в маленькой ленте «Мисс Стивенс», или смешным танцам из знаменитого видео с рэпом о статистике (любого другого студенческого).
Мне кажется (надеюсь), у него вообще поле непаханное промежуточных талантов, за которые он легко берется - учит языки, осваивает гитару, фортепиано («Назови меня своим именем»), хотелось бы услышать, как он поет (чуть больше, чем в «Леди Бёрд»). Но в настоящий момент меня сильно интересует, чего он набрался ради «Дюны» Дени Вильнева. Во-первых, недюжинная физическая подготовка, во-вторых, те прекрасные реакции на мелкие вещи, делающие их значимыми, как-то не вяжутся с ролью фактически Христа. Здесь нужен обратный, дедуктивный чтоли подход, когда от бремени и знания того, что ты мессия и результат столетних генетических манипуляций, созданный ради спасения всего человечества, тебе надо справляться и с простыми людскими потребностями в том числе. Это игра по-крупному. Если в «Короле», несмотря на титул и честь, предполагалось, что герой робкий и несмелый, то с пафосом вокруг фигуры Пола Атрейдеса такой фокус не пройдет, очень переживаю, жду трейлер и все равно нахожусь в праздничном возбуждении.
Еще я думаю, что грани его актерского мастерства, которые мы еще не видели, да и возможно, он сам еще не отточил, блеснут в «Найди меня» - продолжении «Назови меня своим именем», естественно при умелом сценарии и режиссуре. История, которая описана в книге не столько увлекательная и занимательная (оригинальный роман тоже без страстей сюжетных, но чувственных - стократное да), а раскрывающая совсем другого человека, кем был его герой Элио в юности. Попытки внедрить Шаламе в новый контекст персонажа доставили мне огромное удовольствие, если честно, я даже трепетала от того, как здорово может все получиться. Но здесь горизонт еще не намечен. Пока просто многозначительно смотрим в будущее.
Шаламе не любят только те, кто не копает дальше его пупка, предполагая наличие смазливой мордашки и астенического телосложения - всем, на чем держится его плавание в высших кинематографических эшелонах. Но действительно хорошо о нем отзываются не только члены фанатских сообществ, которые то и дело постят случаи из жизни, демонстрирующие лучшую и совсем не звездную сторону актера (вполне достойные Киану Ривза), а также все, кому доводилось с ним работать. С каждым режиссером есть обнимашки с красных дорожек, а иконы величины Мерил Стрип искренне поддерживают его статус «новой надежды».
Он какой-то настоящий и честный в своих проявлениях. Может не стесняясь попросить сняться у Франсуа Озона, преклоняться перед талантом других звезд, например, Сирши Ронан, своей ровесницы. Он смело берется за малобюджетные дебюты, поддерживая возможное будущее кино, которым сам тоже и является.
Словом, Шаламе - молодец. Тимоти здорового человека. Мне бы искренне хотелось, чтобы все возлагаемые на него надежды оправдались. Жизнь еще длинная, звезда только родилась, но не достигла еще своей максимальной яркости, закажу всем игристое за своей счет при его. первой золотой статуэтки. Верю. Я счастлива, что мы одно поколение.