Найти в Дзене
Записки с тёмной стороны

Ценность жизни

Ох, уж эти женщины! Им и материнские капиталы, и пособия, и отпуск до трёх лет, а они не рожают. Не хотят, окаянные, демографию поднимать с колен. Как им ещё объяснить, про ценность новой жизни?

Сталкивались с подобными рассуждениями?

Мне иногда приходится такое читать в комментариях. Дескать, раньше дети были счастьем и смыслом, а теперь современные дамы ничего ни про счастье, ни про смыслы не понимают.

Но на самом деле всё иначе.

Ценность жизни повышается, потому и не рожают. Не наоборот.

Это раньше можно было родить десятерых и не особо заботиться о выживаемости. Даже если половина до взрослого возраста не помрёт, уже хорошо будет. А ещё раньше же с малого возраста дети были не столько смыслом, сколько рабочей силой. За младшими присмотреть, корову подоить... А если что в процессе случится, так печально, конечно, но бог дал — бог взял.

А что сейчас? А сейчас не так. Сейчас каждый новый человек с рождения — личность. Ему нужна забота, любовь, внимание, уход, благоприятная среда. Это уже не помощь в хозяйстве, не дополнительные руки, а нагрузка и ответственность на ближайшие восемнадцать-двадцать лет.

У Петрановской есть про взаимосвязь между сверхценностью детей, которых теперь рождается мало и повышенной ответственностью родителя. Дескать раньше их было много, потому каждый в отдельности не был столь важен, соответственно не было столько тревог и вложений в одного-двух детей. А теперь, когда в семье один-два ребёнка, это же как все яйца в одной-двух корзинах, как все деньги в одном банке. Любая ошибка может оказаться непоправимой.

Детей рождается мало, потому они наделены большей ценностью, чем раньше. Но справедливо и обратное: ценность каждой новой жизни в современном мире выше, чем когда-либо прежде, потому и не решаются на создание больших семей.

Представьте, что у вас десяток обычных стеклянных кружек. Таких, какие можно купить рублей за тридцать в любом магазине. Немного кривоватые, там щербинка, здесь песчинка, у этой дно почему-то неидеально ровное. Никаких особых условий им не требуется, нормально, если разобьётся одна, купить другую.

А теперь представьте, что у вас чайная пара из костяного фарфора. С ручной росписью. Идеальная, тонкая, дорогая. И вы обязаны её сохранить в целости, потому что иначе — наказание. Такую посуду не отправишь в переполненную мойку. Её не будешь тереть жёсткой мочалкой. Не нальёшь в неё кипяток, если перед этим только вымыл в прохладной воде. Вторую чайную пару купишь, только если есть возможность.

Дело не в том, что женщины не понимают ничего про ценность новой жизни, а в том, что понимают.