Во время просмотра у меня возникло много вопросов к создателям этой псевдоисторической недофэнтези картины. Вопросы главным образом относящиеся к исторической достоверности. Хотя и к фэнтези я бы фильм не отнесла, ибо снят он с претензией на реалистичность, а слово "фэнтези" скорее послужило прикрытием для того, чтобы отмести все вопросы относительно исторических фактов. Типа, чего вы хотите, это же фэнтези.
Во-первых, при чём тут скифы и тьмутараканское княжество? Скифы существовали в период 7 век до н. э. - 4 век н. э., а Олег Святославич, во время правления которого и разворачиваются события, княжил в Тмутаракани с 1083 по 1115, а это вторая половина 11 - начало 12 вв. Как я понимаю, скифы к тому времени рассеялись среди других племён и автономно уже не существовали.
Если судить по атмосфере фильма, то создалось впечатление, что это не средневековье, а начало первого тысячелетия. Лично мне было не комфортно: вроде как есть предпосылки к историческому контексту, а какое время точно - определить сложно. Понимаете, когда речь идёт о фильме в жанре фэнтези, то тут всё ясно: ты просто погружаешься в другую реальность и не заморачиваешься, а когда есть исторические предпосылки, то пытаешься сопоставить свои знания истории с тем, что происходит на экране. И когда факты не сходятся - это откровенно вводит в недоразумение.
Во-вторых, неподдельный интерес у меня вызвал имидж представителей скифского народа. Такой брутальный ассасин-панк. Глаз, конечно, притягивает, эффектно, но с образом великих скифов никак не вяжется. И, честно говоря, мне понадобилось время и некоторое мозговое усилие, чтобы понять, а где тут, собственно, скифы и есть ли они вообще?
В-третьих, зачем испоганили миф о берендеях, лесных воинах-оборотнях? Этот момент возмутил меня больше всего. Когда на экране появились орко-подобные гоблины, я подумала, ладно, допустим, были и такие племена в наших землях. Человеческие жертвоприношения имели место в славянском язычестве. Но как эти гуманоидоподобные создания связаны с мифическими берендеями? Ну назовите по-другому это племя. Зачем искажать славянскую мифологию?
В самом деле, если это фэнтези, то определитесь уже, уважаемые создатели - какое это фэнтези: историческое, мифологическое, авторское? Возникают и другие вопросы: Сценаристы - некомпетентные или сценаристы - намеренно исказили славянскую историю и мифологию? А может: Они просто не думали, ибо - зачем?
Ну и в-четвёртых, если "скиф", то причём тут "дух Берендея"? Это очень странно. Перемешали и скифов и берендеев, историческое пространство и время. Всё в один компот. Лютобор открывает в себе дух Берендея, потом отстаивает лидерство в скифском племени, убивая при этом вождя, затем уходит, так как ощущает себя чужаком и в итоге всё-таки объявляет себя скифом. Все эти движения укомплектованы в развязку сюжета. Сделано это вероятно для того, чтобы к концу фильма зрителю не было скучно.
Не смотря на всё вышесказанное, я не могу сказать, что фильм получился плохой. Это не так. Отсутствие декораций, недоработанный сюжет, слабая массовка и постановка боевых сцен компенсируются хорошей игрой актёров, эффектным гримом и... чем-то ещё.