Найти тему
Шкатулка с историями

Женщина, обхитрившая трех государей... Ч. 1

Эта история напоминает сказку про Колобка... героиня и от "дедушки" ушла, и от "бабушки" ушла, и от инквизиции ушла. Но обо всем по порядку.

Королева Изабелла Кастильская имеет много заслуг перед своим народом, но вот религиозной терпимостью эта государыня не страдала. А страдала наоборот - католицизмом головного мозга. Поэтому стоило королеве Изабелле заматереть и опериться, религиозным меньшинствам Испании - иудеям и мусульманам, пришлось сделать выбор - убраться из страны или перейти в католицизм. Ну как говорится, спасибо, что вообще был какой-то выбор.

-2

Многие, конечно, перебрались в Османскую империю, которая в тот момент охотно принимала беженцев...но многие и остались. Это были люди в-основном двух категорий - либо слишком бедные и не имеющие средств на переезд, либо наоборот слишком богатые, которым было что терять.

Вот последние и стали главными клиентами печально известной испанской инквизиции - подозреваемые, у которых было чем поживиться во время конфискаций, всегда манили доносчиков и дознавателей.

Нынешний король исправляет "перегибы" предшественников
Нынешний король исправляет "перегибы" предшественников

Донья Беатрис да Луна родилась как раз в такой семье. Родилась в Лиссабоне, куда ее семья перебралась из ставшей слишком опасной Испании. Отнюдь не бедная донья Беатрис в 18 лет вышла замуж за еще более богатого человека - своего родственника Франциско Мендеса, тоже "маррана". Сеньор Мендес занимался занимался самым прибыльным бизнесом 16 века - торговлей специями. Португалия, которая благодаря Васко да Гаме, стала поставщиком специй номер один, в те времена лопалась от золота и товаров. Дон Франциско, имея собственный торговый флот, переправлял индийские специи в Антверпен, где его брат Диого возглавлял другое отделение семейной фирмы, а оттуда бесценный груз по Рейну доставлялся в Германию и другие части Европы. Разумеется, Мендесы были не единственными дельцами такого рода, но их предприятие считалось одним из самых крупных.

Антверпенэх
Антверпенэх

Через десять лет счастливой семейной жизни дон Франциско умер, оставив донье Беатрис единственную дочь Ану, а также свое огромное состояние. Беатрис оказалась достаточно деловой женщиной, чтобы успешно самой вести бизнес... но испанская инквизиция быстро распространяла свои метастазы на соседей, и в 1536 году трибунал был основан и в Португалии.

Поэтому донья Беатрис приняла приглашение брата своего покойного мужа, и вместе с дочерью и младшей сестрой Бриандой, перебралась в Антверпен. Выбор места проживания может показаться странным, учитывая, что в Нидерландах правил тот же император Карл 5, что и в Испании, с инквизицией и всем прочим... но как говорится, "здесь вам не тут" - культурные особенности разных наций по большей части уважались властями, так что климат в торговом Антверпене был однозначно мягче и либеральней, чем на Иберийском полуострове.

В деловой столице империи Габсбургов донья Грация развернулась от души, тем более, что с Диого у нее сложились прекрасные отношения, вскоре скрепленные браком - младшая сестра Беатрис - Брианда, вышла за него замуж.

Донья Беатрис из сериала "Великолепный век"
Донья Беатрис из сериала "Великолепный век"

Семья Мендес была радушно принята на самом высоком уровне, и в-общем-то наслаждалась жизнью.

Однако... читателям наверно уже надоело это слышать, но ИНКВИЗИЦИЯ НЕ ДРЕМАЛА!

Один из сотрудников дона Диого как-то глупо попался на тайном исповедовании иудаизма - причем где-то в Италии, и на допросах начал сдавать всех, кого знал. Дона Диого в том числе. Не известно, допрашивался ли этот воротила капитализма или нет, вероятно нет...ему повезло вовремя умереть. Но две беззащитные женщины - Беатрис и Брианда, и их малолетние дочери, остались совсем одни.

И мало им было угроз со стороны - семена раскола были посеяны в их собственной семье: дело в том, что Диого, вероятно впечатлившись деловой хваткой Беатрис, назначил именно ее, а не вдову Брианду, опекуном и распорядителем состояния, унаследованного его дочерью.

Готовность сражаться за благополучие семьи Беатрис пришлось показать практически сразу - дело дона Диого не было закрыто, и чтобы сделать императора и его сестру-регентшу Марию Венгерскую более забывчивыми, Беатрис сделала ход конем - предложила Карлу беспроцентный кредит в 100 тыс. дукатов, неоходимый для финансирования войны с французами.

Дескать - смотрите, как я о благополучии Вашего католического величества радею. Император, разумеется, взял деньги - кто бы не взял, без процентов-то?

Сто тысяч в хозяйстве всегда пригодятся!
Сто тысяч в хозяйстве всегда пригодятся!

О деле дона Диого больше никто не вспоминал. Но легкая нажива породила в голове Карла и другие - гораздо более опасные идеи. От дедушки Фердинанда Арагонского императору достались не только королевства, но и целый полк бастардов, о которых как-то нужно было проявлять заботу. Один из них - некий Франциско Арагонский, и сам придумал, как устроить свою судьбу, и его план императору крайне понравился. Франциско захотел жениться на донье Ане, единственной дочери Беатрис и сеньора Мендеса - и таким образом наложить лапу на колоссальное приданое этой наследницы. За помощь в организации сватовства императору и его сестре он предложил солидные комиссионные в 200 тыс. дукатов. (от приданого)

Вроде как и не подкопаешься - брак очень почетный, в императорскую семью входишь, не хухры-мухры. Но Беатрис такой расклад совершенно не устраивал. Мало того, что денежки совершенно точно разбазарились бы каким-то бастардом- авантюристом, но и в принципе люди ее круга женились в-основном на родственниках и хороших знакомых - так и религиозные обряды можно практиковать, не опасаясь, и деньги остаются в бизнесе.

Поэтому на семейном совете вновь было решено бежать. Но куда? В другую торговую столицу Европы!

Венецианское правительство, уважающее деловых женщин и их миллионы, согласилось дать донье Беатрис приют и гарантии безопасности. И вскоре сестры оказались в Венеции.

В Венеции, в отличии от Иберийского полуострова, иудеи могли жить открыто, исповедовать свою религию, ходить в синагогу, все это разрешалось... но только в гетто.

-7

Донья Беатрис в Нидерландах была вхожа в дворец регентши, и гетто, как место проживания, ее совершенно не устраивало. Размах не тот.

Поэтому сестры, не решаясь демаскироваться, поселились в палаццо на Большом канале., познакомились с местной знатью и охотнр принимали участие в светской и деловой жизни города... Богатым в Венеции - всегда почет и гостеприимство!

И тут случилась катастрофа. Брианда, затаившая злость на то, что ее обошли в завещании, внезапно решила подать голос... глупой женщине показалось, что она точно знает, как добраться до причитающихся ей денег и отомстить сестре - Брианда написала на Беатрис донос в иквизицию и обязалась дать против нее свидетельские показания.

Продолжение тут