(Евр. 2:5–8)
В начале своего послания автор представляет Христа во всей Его славе и предлагает своим читателям подробную аргументацию, почему Иисус превосходнее ангелов и пророков. В 2:1–4 он прерывает своё рассуждение увещеванием, призвав христиан твёрдо держаться учения, которое они получили. Теперь, в 2:5–8, он возвращается к рассуждению о превосходстве Иисуса над ангелами.
НЕ АНГЕЛЫ, А ХРИСТОС — ПРАВИТЕЛЬ ЭТОЙ ЭПОХИ (2:5)
«Ибо не ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим».
«Будущая вселенная», упомянутая в стихе 5, — это век Мессии, в котором мы живём (см. 6:5). Она началась провозглашением Иисуса Царём на небесах и на земле проявилась, когда Дух стал управлять этим Царством, как описано в Деян. 2. Что бы ни думали многие люди, Иисус — Правитель этого века (Мф. 28:18). Мы тоже живём в этот век, в котором апостолы, как слуги Иисуса, правят Божьим народом. Каким образом получили они свой статус правителей? Через учение, данное им в их писаниях, когда их рукой водил Святой Дух (Мф. 19:28)
Применять выражение «будущая вселенная» ко времени, которое последует за вторым пришествием Христа, — значит лишать фразу смысла, которое она имеет в «Евреям». Автор показывает превосходство Христа сейчас, а не в каком-то будущем тысячелетнем царстве.
Фраза «о которой говорим» может указывать на то, что письмо «Евреям» впервые было представлено в форме проповеди. Почти каждый внимательный читатель по таким признакам может определить, что Послание к евреям впервые было представлено как проповедь.
НЕ АНГЕЛЫ, А ИИСУС СДЕЛАЛСЯ ЧЕЛОВЕКОМ (2:6)
«Напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: "Что есть человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что Ты посещаешь его?"»
Фраза «некто негде засвидетельствовал» не означает, что настоящий автор Пс. 8:4–6 был неизвестен или что источником был простой человек без божественного вдохновения. Наоборот, автор послания подчёркивает, что эта весть важнее всего. Сходное выражение используется в Евр. 4:4: «Ибо негде сказано о седьмом дне так». Ясно, что автор знал источник цитаты. Иудейский теолог Филон Александрийский (20 г. до н.э.—50 г. н.э.) тоже пользовался такой формулировкой, когда он точно знал автора текста. Когда источником является Бог, то нет необходимости устанавливать личность автора-человека.
«Сын человеческий», цитата из Пс. 8:4, очевидно, относится в псалме ко всем смертным людям. Некоторые допускают, что псалмопевец пророчески использовал выражение, которым Иисус любил называть Себя, но по законам параллелизма в еврейской поэзии эта фраза может быть применима только к «человечеству». Ф. Ф. Брюс писал:
«Это факт, что с того момента, когда Иисус назвал Себя Сыном Человеческим, это выражение для христиан имеет значение, выходящее за рамки его этимологии, и для автора Послания к евреям оно имеет тот же смысл».
Другими словами, выражение «сын человеческий» означает «человек», но оно также является прообразом того, кто есть Христос. Поскольку «сын человеческий» используется так часто в других местах применительно к Иисусу (Дан. 7:13, например, и более восьмидесяти раз в Новом Завете), можно предположить, что отрывок имеет двойное значение: первое относится к человеку, а второе к Христу и Его правлению. Если «сын человеческий» относится только к человечеству, тогда удивление псалмопевца относится к тому, что Бог проявляет такую заботу о ничтожном человеке и так сильно интересуется им.
В стихе 9 подчёркивается контраст между обычным человеком и Христом, Которого Бог поставил надо всем, включая смерть (единственное, что ещё не подвластно человеку, как следует из стиха 8). Иисус добровольно принял смерть как часть Своего подчинения воле Божьей. Он должен был умереть, как и мы. Стихи 7 и 9 говорят, что Он был умалён пред ангелами «ненадолго» (Славянское Евангельское Общество), — явное указание на время Его пребывания на земле.
Этот взгляд на власть Иисуса не противоречит другим местам Писания, но он поднимает вопросы, на которые мы не можем ответить. Например, ангелы охраняли Его (Мф. 4:5, 6; см. Пс. 90:11, 12), но делали они это по Его приказу или по указанию Отца? Несомненно, Он мог приказать им помочь, ибо они помогли Ему в Гефсиманском саду (Лк. 22:43); но Он сказал, что должен будет «умолить Отца» Своего, чтобы Тот послал помощь ангелов (Мф. 26:53). Если у Него была власть над ними, не мог ли Он приказать им, не обращаясь к Отцу?
Человек — просто пылинка по сравнению с огромным космосом, который сотворил Бог. Удивительна благодать и слава, дарованная нам всемогущим Творцом, Который «посетил» наш «третий камушек от солнца»! Конечно же, кульминационной частью посещения Им нашей, относительно маленькой, планеты было пришествие Христа. Несмотря на нашу ничтожность, Бог «посетил» нас (ст. 6).
В Слове Жизни сказано, что Бог «переживает» за человека, и это слово совершенно верно передаёт значение слова оригинала. Он делает нечто большее, чем просто «забегает проведать». Слово в оригинале — эпискептомай; это слово одного корня с существительным эпископос, обозначающее человека, который «присматривает за» или «заботится». В Иак. 1:27 употреблено то же слово, и Синодальная Библия абсолютно точно переводит его глаголом «призирать». Перевод «посещать» (Славянское Евангельское Общество) чересчур узок, так как «призирать сирот и вдов» означает намного больше, чем просто пойти проведать этих людей; смысл этого слова предполагает заботу о них. В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова даётся такое толкование слова «призирать» («призреть»): «дать кому-нибудь приют и пропитание». «И сказал Иосиф братьям своим: “Я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли этой в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову”» (Быт. 50:24). «Посещение» было особым действием Бога, направленным на благословение Его народа; в конечном итоге человечество благословлялось через приход Иисуса. Было бы в лучшем случае как-то неловко сказать, что «Бог посетит Иисуса из-за Его ничтожности». Роберт Миллиган говорит: «То, что это относится ко всему человечеству вообще, а не к Иисусу Христу конкретно, как утверждают некоторые, очевидно не только из [Пс. 8], но и из всей аргументации апостола».
НЕ АНГЕЛЫ, А ИИСУС БЫЛ ПОСТАВЛЕН НАДО ВСЕМ (2:7, 8)
«"Не много Ты унизил его пред ангелами; славой и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, всё покорил под ноги его". Когда же покорил ему всё, то не оставил ничего непокорённым ему. Ныне же ещё не видим, чтобы всё было ему покорено».
Стих 7 говорит, что человек также был немного умалён пред «ангелами». Это цитата из Пс. 8:6. Слово, переведённое как «ангелы», в еврейском тексте — «боги» (элохим), но это слово может означать «божественные существа». Это может свидетельствовать о том, что Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета) верно передаёт мысль псалма, переведя слово как «ангелы».
В этой жизни человек всё время умалён пред ангелами. В сравнении с вечностью это можно понимать как «не много», или «ненадолго» (Славянское Евангельское Общество). Иисус лишь «ненадолго» уподобился нам. Если смысл в этом, тогда, значит, автор говорит о том, что только через последнего Адама (Христа) человек может вновь обрести власть над миром и своей судьбой, которая была утрачена первым Адамом. Изначально человек был сотворён для того, чтобы обладать этой властью. Власть над смертью, которая была утрачена в результате греха Адама, можно вновь обрести только во Христе. Этим объясняется утверждение «Ныне же ещё не видим, чтобы всё было ему покорено». Тогда как не всё покорено человечеству, всё, несомненно, покорено Христу.
Вы можете сказать: «Но это не только смерть; на этой земле есть многое, над чем человек не имеет власти». Вспомните животных, погодные условия, земные тектонические плиты, которые не подвластны человеку. Но даже если в один прекрасный день все животные, все природные условия и даже земные тектонические плиты будут во власти человека, у него нет надежды на то, что смерть покорится ему! Он может до некоторой степени продлить жизнь, но покорить смерть не в его силах. Таков частично смысл данного текста.
БОЖЬЯ ЗАБОТА О ЧЕЛОВЕКЕ (2:6-8)
Когда мы думаем об этом, нас поражает, что Бог в Своём бесконечном величии заботится о маленьком, жалком человеке на этом камушке под названием Земля! С появлением телескопа Хаббла и других научных достижений мы познаём, насколько огромен и непостижим космос. Центром нашей солнечной системы является сравнительно небольшое солнце. Говорят, что наше солнце находится на расстоянии более 35000 световых лет от центра нашей галактики. Бог, Творец всей вселенной, пришёл на нашу маленькую планету в образе Своего Сына.
В журнале «Ньюсуик» за 2002 г. в статье о солнце сказано: «В прошлом году учёные отметили самую большую из когда-либо виденных вспышку на солнце». «Массированный выброс» «огромных доз смертельного излучения» обрушился на солнечную систему! Язык пламени вытянулся на сотни миллионов миль. К счастью, солнечная система большая, а земля — всего лишь крошечная пылинка. Эта вспышка не задела нас, но так может быть не всегда. «Прямой удар вызвал бы отключение систем подачи электроэнергии, сбои в системах связи и врождённые дефекты вследствие радиации, не говоря уже о невероятном северном полярном сиянии». Автор допускал, что «ещё более мощный выброс мог бы нанести ещё больший вред», но, правда, признавал, что «вероятность этого достаточно ничтожна» (Гутерл). Легко представить, как Бог может использовать такой выброс, чтобы уничтожить землю (см. 2 Пет. 3:10–13). Бог допустит, чтобы мир был уничтожен, стоит Ему лишь произнести слово, но пока Он даёт нам возможность покаяться (2 Пет. 3:9). Вселенная — во власти Бога.