Как известно, с инициативой включить упоминание о боге в Конституцию России выступил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. "Давайте молиться, трудиться, чтобы и в нашем Основном законе упоминался бог. Потому что большинство российских граждан в бога верит. Я не говорю только о православных - я говорю также о мусульманах и о многих, о многих других. Если в гимне может быть "богом хранимая родная земля", почему об этом не может быть сказано в нашей Конституции?" - сказал он на трапезе по случаю 11-й годовщины своей интронизации.
Если Патриарх прав в своих подсчетах и действительно большинство российских граждан верит в бога, то его предложение абсолютно обоснованно и уместно. Вот только как быть со статьей 14 действующей Конституции, где сказано:
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Возможно, что и в этом вопросе мы (государство Российское и граждане России) проявляем присвоенную/присущую/приписываемую нам особенность и индивидуальность, этакую духовную толерантность.
По большому счету я ничего не имею против упоминания о Боге в нашей Конституции. Я не отношу себя к верующим, тем более набожным людям, которые являются носителями религиозной модели мира. Но и не считаю себя убежденным атеистом, который утверждает: "Я не верю, что бог существует". Скорее, мне ближе позиция агностика: "Я не знаю, существует бог или нет".
При этом десять заповедей Библии не просто разделяю, а рекомендовал бы их в качестве мировой Конституции.
Поэтому упоминание о Боге (а это действительно лишь упоминание) в статье 67.2 выглядит для меня по меньшей мере неуместным, а для верующих – это кощунство.
Уж если мы хотим придать конституционный статус нашей тысячелетней истории, памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, то уместно говорить об этом не в третьей главе Конституции, которая называется Федеративное устройство, а в ее преамбуле.
Тот, кто предложил такое место и такое упоминание о Боге, тот в него не верит, он, скорее, сторонник Сатаны.
В любом случае я позволю себе напомнить одну из заповедей Библии, которая гласит: не произноси имя Бога всуе.
А некоторые современные исследователи считают, что более точным переводом божественного наказа будет фраза "не неси имя Господа ложно".
Иначе говоря (по апостолу Матфею) богу богово, а кесарю кесарево.