"Бурлаки на Волге" - является одной из самых известных работ великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. Полотно было написано весной 1873 года от впечатлений и зарисовок, который автор собрал еще во время путешествий по Волге в 1870 году.
Это было смелое и правдивое произведение, передающее всю тяжесть труда бурлаков, его не посильность, которая не щадит и сгибает людей. Превращает молодых, здоровых, могучих парней в стариков, раньше положенного времени. Но в то же время, хочется отметить и некоторую поэтизацию бурлацкой ватаги, которая представляет собой единый, сплоченный коллектив, борющийся заодно общее делом.
«Бурлаки на Волге» — это одна из ранних работ Репина. Илье Ефимовичу Репину не было еще и 30, когда он завершил это полотно. В то время он еще был студентом Императорской академии художеств и в основном его работы были посвящены библейским сюжетам. К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно и для себя самого. А вот как это было.
В конце 1860 он с сокурсниками отправился на поиск этюдов, для создания будущих произведений искусств. Неподалеку от Санкт – Петербурга расположился небольшой, живописный поселок под названием Усть - Ижору, именно это место и стало толчком для написания полотна.
Представьте, цветущая набережная, господа прогуливаются, вдыхая свежий, но терпкий и пряный воздух Волги. Все, как говорится, чинно — благородно. И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков.
И первая мысль, пришедшая на ум Репину: - «Почему они такие грязные, вся одежда оборванна до лоскутов! — возмутился художник. -…Выражения лиц угрюмые, усталые, иногда сверкнет тяжелый, томный взгляд из-под пряди грязных обвисших волос, лица потные, оттого и блестят до тошноты, и насквозь пропитанные потом, рубахи. Вот вам и контрасты, господа, наравне с этим чистым, душистым цветником».
Во время поездки Репин набросал первые эскизы картины, сюжет которых строился на контрасте бурлаков и съёмщиков. Полотно, написанное автором, раскритиковал друг художника Фёдор Александрович Васильев, назвав композицию искусственной и безжизненной
Именно он и посоветовал Репину вновь отправиться на Волгу и доработать сюжет, придав ему больше жизни. Фёдор Александрович Васильев заодно помог и с деньгами, все - таки Илья Ефимович был довольно ограничен в своих средствах.
Художник поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными людьми, расспрашивал о жизни и быте. Позже Репин сознался, что его нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами.
Он то и делал, что рассеянно слушал какой - нибудь рассказ или историю об их отношениях с хозяевами, но гораздо сильнее его увлекал сам образ бурлака.
Репин придал свой характер каждому из персонажей. Кто-то безнадежно спокоен, и просто шагает вперёд, угрюмо потягивая свою лямку. Кто - то понимает, даже самая тяжёлая работа когда - нибудь закончится, и он успеет заработать денег для того, чтобы его семья не нуждалась в еде и крове зимой.
Бурлаки идут навстречу зрителю, но лица друг другу не закрывают. Рассматривая полотно, видно как один из бурлаков ослабил свою лямку и закуривает, в то время, другие члены артели к этому относятся совершенно спокойно, понимая, что ему нужно передохнуть.
Молодой бурлак в центре выдохся из сил и не может тянуть лямку как полагается. Только один уже пожилой, матерый бурлак, изображенный в центре, выполняет свою работу четко. Во что он одет? В одежду, совершенно неподходящую для летней жары – и он это понимает, что легкая одежда быстро придет в непригодность.
Публика увидела данное полотно только в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений искусств, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были достаточно противоречивыми.
Академические круги называли картину «великим осквернением искусства», «объективной правдой печальной действительности».
Кто-то из журналистов отмечал на полотне «разные гражданские мотивы и гнилые идейки, перенесенные на полотно из различных журналов и несчастных газетных статеек, у которых большинство реалистов и подпитывают свое безграничное вдохновение».
Впрочем, восторженных откликов было не меньше. Среди тех, кто сравнивал «Бурлаков на Волге» с реализмом произведений Н.В. Гоголя, были авторитетный в то время, художественный критик Владимир Васильевич Стасов, художник Иван Крамской, которого Илья Ефимович называл своим наставников. Достоевский же восхищался разнообразием характеров героев и тем, насколько жизненно их передал автор.
После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее также встретили одни с восторгом, другие — с недоумением. Художественные критики, то и дело расспрашивали Репина: - почему и зачем вас дернуло писать эту безжалостную, наполненную тоской, картину?
Венские критики, посчитали этот допотопный способ транспорта нелепым и свели к нулю картину Репина, считая ее бессмысленной. Указывая Илье Ефимовичу на то, что он привез полотно на Всемирную выставку в Вену, а не на уличную выставку художников – самодеятелей.
Не питайте надежд, найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих замученных, грязных горилл, ваших бурлаков», — говорил один из премьер-министров.
И все же, несмотря на многочисленные отголоски, критику и не состоятельность автора, полотно нашло своего покупателя.
Им стал великий князь Владимир Александрович Романов, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на дворцовых выставках.