Найти тему

10 фраз-конфликтогенов, которые нужно исключить из своей речи

Конфликтологи предостерегают: не употребляйте некоторые слова и выражения — они провоцируют конфликты. По-хорошему, их надо убрать из своего лексикона. В статье вы найдете десять самых распространенных конфликтогенов — многие их используют, даже не задумываясь о последствиях.

Эти конфликтогены выделила и описала в своих книгах и лекциях конфликтолог, социальный психолог Ирина Баржак. Если вы хотите понять, как они действуют, как общаться со сложными, токсичными людьми, провокаторами, читайте новинку Ирины "Сам дурак. Как убеждать непробиваемых".

Что такое конфликтогены?

Это слова, а также действия, которые провоцируют конфликт и/или разжигают его еще сильней. Общее правило: не употребляйте конфликтогены и не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

А теперь перечислю их. Как уже было сказано, к конфликтогенам относятся не только фразы, но и действия.

1. «Нет, ты послушай. Нет, я совсем не это хотел сказать, подожди. Нет, это всё не так»

Первая маленькая «нет», которая проскакивает у вас в речи, производит эффект, как будто у вашего собеседника забрало падает, если мы представим рыцарский шлем. В этот момент человек перестает вас слышать. Он начинает придумывать вам ответ.

2. «Посмотри, сделай, почитай»

Глаголы повелительного наклонения, критика, обвинения, снисходительное отношение и хвастовство. Первое, что хочет сделать человек, когда ему приказывают — это сбросить с себя этот приказ, воспротивиться ему. На критику реакция похожая. Если хотите покритиковать, то лучше используйте такой приём: сначала о хорошем, потом об ошибках — плюсы и точки для роста.

3. «Я уверен, что у нас никогда такого не было»

Безапелляционные суждения — мощный конфликтоген. Что человек услышит в этой фразе? То, что вы хотите показать свое превосходство. То, что вы говорите тоже самое «нет», но немного другими словами.

4. «Лучше бы ты…»

Непрошеные советы. Человек не воспримет информацию так, как вы хотите. А что он воспримет? То, что вы хотите показаться умнее его. То, что вы ставите его в зависимое положение.

5. Перебивание

Старайтесь такого не допускать. А если уж перебили, извинитесь и дайте человеку досказать.

6. «Это не моя задача»

Перекладывание ответственности на другого: «Это не наше дело, это отдел закупок вовремя не сделал. Причем здесь я?» Это конфликтоген. Если вы перекинули на кого-то ответственность, ждите ответный удар. Произошла завязка, будет кульминация и развязка.

7. Подшучивания

Если шутка направлена на кого-то, то она нарушает его границы. Один раз человек стерпит, два раза, три, а на четвертый произойдет конфликт.

8. Несдержанные обещания

Пообещали, но не сделали — будет конфликт. Чтобы успевать вовремя, предусматривайте временной запас. Лучше взять побольше времени, чем не выполнить в обещанный срок. Оценивайте свои ресурсы объективно.

9. «Когда-то ты не сделал то-то и то-то»

Напоминание о проигрышной ситуации. Руководители часто укоряют подчиненных прошлыми неудачами. Это конфликт. Известный психиатр и психолог Виктор Франкл считал, что если руководитель все время говорит своему подчиненному о его недостатках, он как будто программирует его на них. Но если руководитель находит в подчиненном что-то хорошее, и немного преувеличивает, то это воспринимается как поддержка, у подчиненного появляется желание действительно стать лучше, тянуться за более высокой планкой. Оптимальный уровень такой планки — 10-20% более чем есть на самом деле. Тогда это не травмирует и не вызывает подозрения, что это некая ложь или лесть.

10. Деньги в долг

Пока вы не отдали долг (или пока вам не отдали долг), обе стороны находятся в напряжении, которое может перерасти в конфликт. Рано или поздно это напряжение разрядится. Кроме того, попросить в долг — это мощный стресс. Отказать — тоже мощный стресс.

В статье перечислены десять конфликтогенов, но их, конечно же, больше. Об остальных читайте в книге Ирины Баржак "Сам дурак. Как убеждать непробиваемых".