Обучение работе с текстом - один из самых важных и в то же время трудных видов деятельности на уроках. Особенно сложно организовать работу с лирическими текстами. Вот как это делаю я.
Приём "Слышу, вижу, ощущаю"
При чтении и анализе лирического стихотворения обращаю внимание на созданные поэтом образы (предметы, явления), звуки и краски и, конечно, на чувства и настроение лирического героя (ведь в лирике это самое главное). Прошу учеников представить на своем "мысленном экране" то, что изобразил автор. Организовать подобную работу мне помогают таблицы.
Вот примеры таких таблиц, которые получаются в результате анализа лирических произведений. Стихотворения И.Бунина "Вечер" и С.Есенина "Ночь".
Прием "Чтение через ощущения"
Этот прием способствует творческому осмыслению художественного текста, его анализу, интерпретации. В лирических произведениях автор передает свои мысли, чувства, переживания, настроения посредством различных изобразительно-выразительных средств (ИВС). Задача учителя – научить видеть лирические образы, улавливать настроение лирического героя, слышать звуки, которые передает автор, находить и понимать ИВС, размышлять о прочитанном. Я даю задания, помогающие ученикам увидеть, услышать, почувствовать, поразмышлять, воплотить увиденные образы и цвета на бумаге при помощи красок.
Вот конкретный пример урока литературы в 10 классе на тему: "Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева". Я подобрала стихотворения поэта о временах года. Разделила класс на группы, раздала каждой группе тексты со стихам и задания.
Задания для групп:
1 группа – зрительные образы.
Прочитайте стихотворения Ф.И.Тютчева. Какие цвета вы увидели? Какие образы создает поэт? Нарисуйте времена года такими, какими их изображает Тютчев. При защите работ обосновывайте свое мнение цитатами.
2 группа – слуховые образы.
Прочитайте стихотворения Тютчева. Какие звуки природы в разное время года передает поэт. Найдите как лексические средства (слова, передающие звуки), так и фонетические (звукопись). При ответе обосновывайте свое мнение цитатами.
3 группа – динамика и статика.
Прочитайте стихотворения Тютчева. Проанализируйте преобладание частей речи, которые использует Тютчев при изображении разных времен года. Сделайте вывод. При ответе используйте цитирование.
4 группа – словесные образы.
Прочитайте стихотворения Тютчева. Какие образы рисует поэт? Какие тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) он использует? Для чего? При ответе используйте цитирование.
5 группа – чувства и эмоции.
Прочитайте стихотворения Тютчева. Проанализируйте пунктуацию. Как при помощи различных знаков препинания поэт передает чувства и эмоции? Определите эмоциональный фон (настроение) каждого стихотворения.
В результате работы не только получается комплексный анализ стихотворений, но и складывается общее представление о том, как Тютчев изображает и воспринимает каждое время года.
Такие приемы можно использовать при чтении и изучении любых лирических произведений. Они помогут ученикам лучше понять и прочувствовать текст, научат основам анализа лирического стихотворения.
Другие идеи для уроков на канале "Учительская мастерская".