Найти тему
Вижу красоту

Бурятский фарфор и фаянс из Улан-Удэ

Рыгзема Жимбиева. Фрагмент. Миска из сервиза «Буддийские символы счастья». 1991. ЛФЗ. Санкт-Петербург. Xyдoжecтвeнный мyзeй им. Caмпилoвa. Улaн-Удэ. Источник: https://arigus.tv/news/item/127158/
Рыгзема Жимбиева. Фрагмент. Миска из сервиза «Буддийские символы счастья». 1991. ЛФЗ. Санкт-Петербург. Xyдoжecтвeнный мyзeй им. Caмпилoвa. Улaн-Удэ. Источник: https://arigus.tv/news/item/127158/

Друзья, всё же решил вам представить ещё одно сибирское керамическое производство в Республике Бурятия – Улан-Удэнский опытный завод художественных изделий и сувениров. Информации о нём минимум, но известна биография одного из художников – Рыгземы Жимбиевой. И опять же – вдруг вы мне поможете в поиске маркированных изделий этого завода.

Фирменную марку Опытного завода художественных изделий и сувениров в Улан-Удэ антикварный мир знает по справочникам коллекционеров советских значков.

«Дни культуры Читинской области в Бурятской АССР. Новицкий на заводе художественных промыслов, г. Улан-Удэ. Октябрь 1982». Машечко Ф.Н., фотокорреспондента газеты «Забайкальский рабочий». Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К. Кузнецова / Ф 8144/15.  Госкаталог: 21186639.
«Дни культуры Читинской области в Бурятской АССР. Новицкий на заводе художественных промыслов, г. Улан-Удэ. Октябрь 1982». Машечко Ф.Н., фотокорреспондента газеты «Забайкальский рабочий». Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К. Кузнецова / Ф 8144/15. Госкаталог: 21186639.

Государственный архив Республики Бурятия сообщает, что завод создан постановлением Совета Министров Бурятской АССР № 173 от 11 мая 1972 года на базе предприятия народных художественных промыслов с целью возрождения традиций народного искусства бурят.

Свидетельство регистрации товарного знака
Свидетельство регистрации товарного знака

В 1994 году завод был акционирован. На основании постановления Главы администрации г. Улан-Удэ от 23 мая 1994 год №233/III Улан-Удэнский опытный завод художественных изделий и сувениров был преобразован в акционерное общество открытого типа «Народные промыслы Бурятии «Гэсэр».

«Дни культуры Читинской области в Бурятской АССР. Читинские художники на заводе художественных промыслов и сувениров в г. Улан-Удэ. Октябрь 1982». Машечко Ф.Н., фотокорреспондента газеты «Забайкальский рабочий». Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К. Кузнецова / Ф 8144/18.  Госкаталог: 21186636.
«Дни культуры Читинской области в Бурятской АССР. Читинские художники на заводе художественных промыслов и сувениров в г. Улан-Удэ. Октябрь 1982». Машечко Ф.Н., фотокорреспондента газеты «Забайкальский рабочий». Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К. Кузнецова / Ф 8144/18. Госкаталог: 21186636.

Первое упоминание о бурятском керамическом производстве я встретил в журнале 1982 года:

Балдано И. [Индира] Рыгзема Жимбиева. Улан-Удэ // Декоративное искусство СССР, 1982. – № 4 (293). – С. 25-26.

Среди молодых художников Бурятии, посвятивших себя керамике, выделяется Рыгзема Жимбиева, выступающая с начала 70-х годов. После окончания Иркутского училища искусств она приняла участие и создании керамического производства на сувенирной фабрике в Улан-Удэ. Здесь Жимбиева выполнила свои первые работы в шамоте – декоративные панно «Национальные бурятские танцы» (триптих). В это же время она оформила несколько детских книжек своего отца, известного бурятского писателя Ц.-Ж. А. Жимбиева. Однако окончательно творческая личность художницы сложилась в годы учёбы в Москве в Высшем художественно-промышленном училище (1975–1980).

Рыгзема Жимбиева. Чайный набор «Звёздный». 1976. ЛФЗ.
Рыгзема Жимбиева. Чайный набор «Звёздный». 1976. ЛФЗ.

Богатейшие традиции русского фаянса и фарфора, современная московская и ленинградская керамика, керамика Дальнего Востока, особенно Японии,– вот та почва общего культурного наследия, на которой выросло искусство Рыгземы Жимбиевой.

Вместе с тем в своих последних работах, таких как наборы для чая «Звёздный», «Виды растений Бурятии», столовые наборы «Сагаалан, «Бурятские национальные игры» и наборы декоративных ваз «Небо, горы, вода» (1978–1980), молодая художница не прямо, а опосредованно использует в приёмах оформления элементы национального художественного наследия – архитектуры, декоративного искусства.

Рыгзема Жимбиева (автор формы и росписи). Сервиз «Звёздный». 1978. ЛФЗ. Xyдoжecтвeнный мyзeй им. Caмпилoвa. Улaн-Удэ. Источник: https://arigus.tv/news/culture/121720-krasota-otrazhennaya-v-farfore/
Рыгзема Жимбиева (автор формы и росписи). Сервиз «Звёздный». 1978. ЛФЗ. Xyдoжecтвeнный мyзeй им. Caмпилoвa. Улaн-Удэ. Источник: https://arigus.tv/news/culture/121720-krasota-otrazhennaya-v-farfore/

И в то же время более сложно сохраняет в своих произведениях тесную духовную и эмоциональную связь с традицией. Фарфор и фаянс – любимые материалы Рыгземы.

Рыгзема Жимбиева. Сервиз для кумыса. Конаково (?)
Рыгзема Жимбиева. Сервиз для кумыса. Конаково (?)

Набор для компота «Шиповник», бытовая посуда «Четыре времени года» из фаянса – ранние работы художницы. Они по своей тематике и назначению примыкают к традициям русской керамики, конаковскому фаянсу, однако в трактовке форм посуды и в манере росписи чувствуется индивидуальность керамиста.

Её фарфор отличается новым подходом к утилитарным вещам. Как дизайнер она продумывает функциональную целесообразность вещи и красоту его формы. При этом форма у неё современна в своей максимальной приближенности к геометрическим объёмам, но не сухая, а скульптурная, уникальная по своей пластически-пространственной организации.

Композиция чайного набора «Звёздный» основана на повторении геометрических объёмов – куба, шара, цилиндра. Организующим началом является высокая цилиндрическая ваза для цветов. На первозданно чистой белой поверхности предметов выведен тонкий рисунок платиной: звезды и круг — символы беспредельности мироздания. Геометрические формы предметов сглажены, смягчены, и набор в целом своими плавными очертаниями, спокойными изгибами контуров и белым цветом фарфора с изысканной росписью вызывает чувство гармонии, восточной созерцательности, мягкой уравновешенности.

Рыгзема Жимбиева. Чайный набор «Виды растений Бурятии»
Рыгзема Жимбиева. Чайный набор «Виды растений Бурятии»

Другой чайный набор «Виды растений Бурятии» является идентичным по своим формам предыдущему. Но здесь главный акцент смещён на роспись в подглазурной технике солями. Оба набора были выполнены Жимбиевой на Ломоносовском фарфоровом заводе и, естественно, классическая простота форм и безукоризненная в своей утонченности монохромная гамма росписи имеют созвучие с ленинградским фарфором.

Рыгзема Жимбиева. Чайник из сервиза «Вечерний». Высота 12,5 см. Музейно-выставочный центр Забайкальского края / П-611. Госкаталог: 19540038.
Рыгзема Жимбиева. Чайник из сервиза «Вечерний». Высота 12,5 см. Музейно-выставочный центр Забайкальского края / П-611. Госкаталог: 19540038.

В столовых наборах «Сагаалган» и «Бурятские национальные игры» (1980) нашло воплощение глубокое понимание художницей национальных традиций своего народа. Сагаалган – праздник первого весеннего месяца – считается по древнему монгольскому календарю праздником Нового года.

Рыгзема Жимбиева. Столовый сервиз «Сагаалган» («Новый год»). 1980. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева / К-1789 (бокал). Госкаталог: 12681099.
Рыгзема Жимбиева. Столовый сервиз «Сагаалган» («Новый год»). 1980. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева / К-1789 (бокал). Госкаталог: 12681099.

Рыгзема посвятила этому празднику свой набор посуды. В него входят позница, сосуд для мяса, бульонница, сосуд для кумыса и пиалы, бокалы, тарелки. Этот набор выполнен из белого костяного фарфора. Отношение к белому, молочному (сагаан) цвету, священному для бурят, выражено художницей с пониманием его символики.

Рыгзема Жимбиева. Сервиз «Сагалгаан». 1980
Рыгзема Жимбиева. Сервиз «Сагалгаан». 1980

Столовый набор «Сагаалган» напоминает архитектурную модель в миниатюре. Его композиция построена на контрастах скульптурных объёмов, развитых по горизонтали с вертикальными предметами изломанных очертаний. Островерхие, напоминающие не то крыши храмов, не то вершины гор, не то головные уборы хоринских бурят, крышки сосудов связывают композицию в единое целое. Функциональная продуманность каждого предмета, совершенная простота его формы, безукоризненный вкус и пропорциях предмета и в его росписи – вот приметы стиля Рыгземы Жимбиевой.

Жимбиева Римма – Жимбиева Рыгзема Цыден-Жаповна

Родилась в Москве ,14 мая 1952 года.

С 1981 – член Союза художников СССР

Образование:

1967–1971 – училась в Иркутском художественном училище (отделение керамики).

1975–1980 – Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское).

Рыгзема Жимбиева. Сервиз «Воспоминание о детстве». 1983. Иркутский областной художественный музей им. В.П. СукачеваИсточник: museum.irk.ru
Рыгзема Жимбиева. Сервиз «Воспоминание о детстве». 1983. Иркутский областной художественный музей им. В.П. СукачеваИсточник: museum.irk.ru

1971–2002. Творческий путь:

1. Завод сувениров, Улан-Удэ (1971–1974)

2. Конаковский фаянсовый завод, Калининская область

3. Ленинградский фарфоровый завод, Ленинград

4. Дмитровский фарфоровый завод, Московская область

5. Артёмовский фарфоровый завод, Владивосток

6. Хайтинский фарфоровый завод Иркутская область

7. Улан-Батарский фарфоровый завод, Улан-Батор, Монголия

Источник: В 2002 году Государственный Эрмитаж купил уникальный сервиз Рыгземы Жимбиевой «Буддийские символы счастья» из 60 предметов, который сейчас украшает коллекцию отдела Востока.

По мнению искусствоведа, главного эксперта по дальневосточному фарфору Государственного Эрмитажа Татьяны Араповой, Рыгзема Жимбиева обращает на себя внимание оригинальностью решений, тонким чувством материала, умением найти точные соотношения между функциональным назначением предмета и его декоративным оформлением.

Сервиз – работа зрелого мастера. В нём причудливо сочетаются традиции Востока и Запада. Сервиз «Буддийские символы счастья» работа зрелого мастера, выполненная Рыгземой Жимбиевой в 1991 году. Она предназначалась для культурного центра в Улан-Баторе в качестве парадного сервиза для приёма высоких гостей. Назначение сервиза определило праздничный характер декора. Если в формах предметов творчески преломляются две художественные традиции – восточная и западная, причём, автор находит нестандартные решения, декор построен почти целиком на использовании мотивов бурятского и дальневосточного искусства – фигуры дракона, предметы из «восьми буддийских драгоценностей» украшают поверхность чайников, чаш, пиал и др...

Рыгзема Жимбиева. Тарелка большая из сервиза «Буддийские символы счастья». 1991. ЛФЗ. Санкт-Петербург. Диаметр 24 см. Государственный Эрмитаж / БМ-1149. Госкаталоге: 53820504.
Рыгзема Жимбиева. Тарелка большая из сервиза «Буддийские символы счастья». 1991. ЛФЗ. Санкт-Петербург. Диаметр 24 см. Государственный Эрмитаж / БМ-1149. Госкаталоге: 53820504.

Красочная гамма с доминированием красного и жёлтого цветов также идёт от восточной традиции. Работу отличает высокий профессиональный уровень исполнения. Она экспонировалась на осенней выставке художников Петербурга в 1998 году.

Рыгзема Жимбиева рассказывает, что изначально заказчиком сервиза был культурный центр Монголии. Им нужна была парадная посуда для приёма высоких гостей.

– Я, конечно же, обрадовалась заказу, значит, ценят мою работу, – рассказывает художница.  – Сначала сделали формы, потом сам сервиз на фарфоровом заводе в Ленинграде. Но когда сервиз был готов, выяснилось, что директор культурного центра умер. Сделка оказалась расторгнута судьбой.

В 1991 году сервиз впервые показали в Улан-Удэ на выставке, посвященной 250-летию буддизма. Одним из почётных гостей был Далай-лама. Ещё 10 лет Жимбиевы хранили сервиз дома.

Рыгзема Жимбиева. Миска из сервиза «Буддийские символы счастья». 1991. ЛФЗ. Санкт-Петербург. Xyдoжecтвeнный мyзeй им. Caмпилoвa. Улaн-Удэ. Источник: https://arigus.tv/news/culture/121720-krasota-otrazhennaya-v-farfore/
Рыгзема Жимбиева. Миска из сервиза «Буддийские символы счастья». 1991. ЛФЗ. Санкт-Петербург. Xyдoжecтвeнный мyзeй им. Caмпилoвa. Улaн-Удэ. Источник: https://arigus.tv/news/culture/121720-krasota-otrazhennaya-v-farfore/

В 2018 году Художественному музею имени Цыренжапа Сампилова (Улан-Удэ) удалось купить у автора часть предметов знаменитого сервиза.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив