Найти тему
ТАРАНТАС НЬЮС

Российский автомобильный рынок оказался неустойчив к потрясениям

Эксперты рассказали о том, как отечественный авторынок пережил период карантина.

В 2020 году из-за разразившейся пандемии коронавируса в мае продажи автомобилей ощутимо просели. Несмотря на двукратное падение продаж к прошлому году до 63 тыс. машин (-52%), результат в мае оказался гораздо лучше апрельского, когда из-за закрытия дилерских центров российский авторынок рухнул на 72% и опустился до 39 тыс. единиц.

Руководитель по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константина Авакяна считает, что такая рыночная динамика связана сразу с несколькими факторами, среди которых в этом году нет привычного фактора сезонности.

-2

Послабление карантинных мер оказало положительное влияние на динамику продаж в мае. Кроме того, развитие онлайн продаж позволило увеличить реализацию в период введенных ограничений.

Директор филиала «Авилон. Hyundai» Дмитрий Макарычев заявил: «С закрытием дилерских центров на карантин клиенты не сразу привыкли к тому, что автомобиль можно купить онлайн, не приходя в салон». Также он довил: «А в мае постепенно онлайн-покупка стала понятна большинству из них, люди осознали, что пока это единственная возможность приобрести автомобиль. Вместе с тем дилеры старались развить свои онлайн-сервисы так, чтобы они были максимально удобны для совершения покупки».

-3

Также стоит отметить и то, что несмотря на падение рынка некоторые автопроизводители в мае показали ощутимый рост. Наиболее ощутимо выросли продажи китайских брендов. В мае прошлого года Haval наладил выпуск кроссовера Haval F7, купе-кроссовера Haval F7x и рамного внедорожника Haval H5 на собственном заводе в России. Продажи Changan возглавил кроссовер CS35 Plus, в декабре в модельном ряду появился среднеразмерный кроссовер CS55, а в апреле к ним присоединился Changan CS75FL. У марки FAW в модельном ряду имеется кроссовер Besturn Х80, однако наибольшее число продаж пришлось на представленный в июне 2019 года Besturn Х40.

По мнению Константина Авакяна, китайские бренды смогли показать рост на падающем авторынке благодаря расширению дилерской сети, развитию модельной линейки, а также сравнительно низкой долей Москвы и Санкт-Петербурга в продажах, где ограничительные меры были самыми жесткими и действовали вплоть до июня.

-4

Однако не у всех автопроизводителей удалось увеличить продажи. Так, например, почти на 60% снизилась реализация Kia и Hyundai, Volkswagen и Skoda. Эксперты считают, что ситуацию Volkswagen и Skoda усугубило то, что завершились продажи весьма популярных моделей Polo и Rapid первого поколения. Наиболее ощутимо «просели» продажи Mitsubishi, чья реализация опустилась на 83%.

Первый летний месяц может обеспечить небольшое повышение роста на авторынке, однако падение все равно продолжится, но его темпы снизятся. Также стоит учитывать то, что два месяца дилерские центры оставались закрыты в крупнейших региональных рынках, и только с 1 июня автосалоны были открыты в Москве и 8 июня в Санкт-Петербурге.

-5

Подстегнуть спрос помогут обновленные программы льготного автокредитования, которые теперь доступны семьям с одним ребенком и работникам медицинских организаций. Также не стоит забывать и о 10% государственной скидке на покупку нового авто при использовании программы трейд-ин, которая распространяется на машины старше шести лет при условии владения машиной не менее одного года. Положительное влияние окажет и то, что максимальная сумма кредита увеличена до 1,5 млн рублей.

-6

Константин Авакян считает, что истинный уровень падения отечественного авторынка будет понятен к осени. Фактор отложенного спроса к этому времени полностью сойдет на нет, уровень безработицы выйдет на свой максимум, при этом индекс покупательной способности окажется минимален. Таковыми будут новые реалии для авторитейла, и в дальнейшие месяцы можно ожидать падение рынка до 30%.