Некоторые мои сухопутные друзья порой спрашивают, что мы делаем на судне. Если есть время и интерес собеседника, то я могу подробно рассказать. Если же вопрос звучит риторическим, то я отшучиваюсь, оставляя человека в заблуждении, что моряки лишь драют палубу, пьют ром, да гуляют по кабакам. А на досуге танцуют. Одна из моих бабушек твёрдо уверена, что её внук умеет танцевать "Яблочко" вприсядку.
Вообще, любой моряк, независимо от должности, типа судна, характера выполняемой работы работник универсальный, многозадачный и мультифункциональный. Легче всего говорить правду, как известно, а потому я расскажу об обязанностях старшего помощника капитана на контейнеровозах европейской компании, поскольку им и являюсь. Хотя, и это будет не общим случаем по некоторым позициям.
Являясь заместителем капитана, я должен быть готов принять командование судном в любой момент. Поэтому я беру на себя ряд капитанских забот, которые здесь являются его дневной рутинной: работа с документами, переписка с офисом, проведение собраний, маневрирование в порту, и т.д.
Несу я и свои 8 часов вахты на мостике. Поэтому навигация, управление судном есть в моих обязанностях в полной мере.
Старпом является грузовым помощником. Переписка с планером, проверка грузовых планов, документов, подготовка к грузовым работам, расчёт остойчивости, балластные операции - все это моё.
На судах, где я работаю, старпом так же и командир аварийной партии. Что-то я могу делегировать, что-то выполняю сам в случае аварии, пожара, оставления судна, и т.п.
Докторов на судне нет, а потому все травмы и повреждения должны быть доложены старпому. Я окажу первую помощь, свяжусь с береговой медслужбой, буду оказывать медицинский уход по их указаниям. Я же слежу за составом медикаментов и их состоянием, утилизирую истекшие лекарства, заказываю новые.
Мы собираем и разделяем мусор на борту. Контроль за этим возложен на старпома. Сбор, хранение, своевременная выгрузка мусора также входят в эту задачу (для этого у меня есть помощники: матрос, стюард и вайпер).
Разрываю шаблон, возможно, кому-то: у нас нет боцмана. Планирование, раздача, контроль палубных работ на старпома. Ежедневный обход судна, осмотр выполненных работ, подготовка к последующим, ежедневный сбор матросов и обсуждение работ с ними присутствуют в моей рутине.
Старпом и начальник охраны судна. Ведение соответствующей документации,обход судна на предмет охраны, общение с портовой полицией, инструктаж матросов на трапе, подготовка к переходам в опасных районах - это части упомянутой обязанности.
Как старпом, я являюсь офицером по охране труда и технике безопасности. Первичный инструктаж при прибытии новых членов экипажа, ознакомление со средствами спасения, разрешения на работы, оценки рисков, проверочные листы, собрания по охране труда готовятся и исполняются старпомом.
Регулярные инспекции палубной машинерии, швартовных и якорных устройств, трапов, трюмов, крепёжных мостиков, танков также относятся к задачам старшего помощника.
Судовые учения, тренинги, работа с практикантами тоже вменены старпому в обязанность. У нас есть ежегодный план учений и тренингов, который и воплощается в жизнь с последующими докладами и рапортами об исполнении в компанию.
Ну, и конечно, ничто из вышеперечисленного не освобождает старпома от выполнения иных обязанностей по поддержанию безопасности судна и экипажа.
В следующий раз я расскажу, как проходит мой рабочий день.