Одним из главных заговорщиков, подготовивших убийство Гая Юлия Цезаря, был Гай Кассий Лонгин. Он происходил из знатного плебейского рода, его предки избирались консулами с III века до н.э. В неудачном походе против парфян он был квестором и спас остатки римской армии после гибели командира, Марка Красса. В 49 г. н.э. он, будучи уже народным трибуном, примкнул к армии Гнея Помпея, воевавшей против Цезаря. После Фарсальской битвы он перешёл на сторону Цезаря и был не только прощён, но и получил пост легата. Цезарь даже поручил ему управлять богатой провинцией Сирией.
После смерти Цезаря сенат выделил Кассию в управление другую провинцию — Крит. Но он не захотел стать претором Крита, сложил с себя полномочия и удалился в Сирию, где стояли преданные ему легионы. Сенат утвердил его преторство в Сирии, и до начала очередной гражданской войны Кассий оставался там. Знаменитый Марк Юний Брут, считавшийся одним из самых преданных сторонников Цезаря и получивший от него множество благ и привилегий, также был претором в провинции Македония. Как и Кассию, после убийства Цезаря ему выделили другую провинцию — Киренаику.
Брут также решил вернуться в Македонию, поскольку считал, что новое назначение оторвёт его от верных войск, а оставаться в Италии считал небезопасным — Цезарь пользовался популярностью римлян, его убийцам посылали угрозы и проклятия. Когда образовался новый триумвират в составе Антония, Лепида и Октавиана (официального наследника Цезаря), двое бывших заговорщиков решили в очередной раз спасти Республику от тиранов. Кассий со своими легионами отправился в Македонию, на соединение с армией Брута. В совокупности их силы составляли около 100 тысяч человек.
В октябре 42 г. до н.э. возле македонского города Филиппы состоялось решающее сражение. Брут командовал правым флангом армии, противостоящей триумвирам, а Кассий левым. Во время боя левый фланг был разгромлен и отброшен к легионному лагерю. Кассий, считая своё положение безнадёжным, покончил с собой. Однако битва далеко не была проиграна, Бруту удалось выправить положение. Через три недели в той же местности состоялось второе сражение, закончившееся полным разгромом армии Брута. Брут бежал к лагерю, где поступил так же, как и Кассий. Оставшиеся в живых солдаты его армии получили прощение и были зачислены в войска Октавиана.
Кроме них, в заговоре против Цезаря состояло несколько десятков сенаторов и патрициев, из них непосредственно в убийстве участвовали более двадцати. В том числе легат Децим Юний Брут Альбин. Он также удалился в провинцию Цизальпийская Галлия, поскольку считал опасным оставаться в Италии. Там стояли два верных ему легиона, а после своего прибытия Децим сформировал третий. Это была серьёзная военная сила, к тому же располагавшаяся недалеко от Рима. Но в Риме власть получили триумвиры, и легионов у них было намного больше. Децим решил добраться до Македонии, чтобы объединиться с армией Брута и Кассия. Из-за опасности перемещений по прямым дорогам, которые контролировали войска триумвиров, был выбран кружный путь по правому берегу Рейна.
Легионеры, не выдержав тяжести перехода по варварским землям и к тому же не веря в победу, по пути разбежались. До Рейна с Децимом добрались всего триста всадников, но и они его вскоре покинули. Децим переоделся в галла и пытался пробраться в Македонию, но был схвачен разбойниками. По свидетельству античного историка II в. н.э. Аппиана, разбойники спросили, из какого он племени. Децим назвал племя своего старого союзника Камилла. После чего разбойники передали пленника в руки этого галльского вождя. Камилл принял Децима ласково, но отправил римлянам гонца с вопросом, что ему делать. Ответ гласил — прислать голову Децима. Камилл приказал убить своего гостя, отрезать его голову и отправить в Рим.
Большинство остальных убийц Цезаря также не пережили гражданской войны и погибли в боях против триумвиров. Поплатился и их идейный вдохновитель Цицерон. Он удалился в своё имение в Кампании, но вскоре вернулся в Рим, чтобы принять участие в политической борьбе. Когда Рим заняли войска триумвиров, Цицерон пытался бежать в Грецию, но его догнал посланный за ним отряд. Отрубленные голова и руки Цицерона были доставлены Марку Антонию и затем помещены на ораторской трибуне форума. Так завершился жизненный путь этих ярых республиканцев, пытавшихся любыми средствами помешать превращению Рима из Республики в Империю.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев