Если бы не магия, эта история была бы совсем печальной. Дети не могут жить в одиночестве, им необходим хотя бы один «официальный» взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка. Или хоть дядя. Но бывает, что приходится обращаться к совсем посторонним людям.
Однако магия в этой книге есть. Простая, бытовая. У Паши и Гуль исчезли сначала бабушка, потом мать. Но у них осталась Лялька. Она из фетра, крепдешина и кружев, и в шляпе, поэтому уши ее не выдают. Лялька мудра, вот только разговаривать с ней могут всего двое.
«— Люди боятся одиночества, Лялька. Если человек один, он чувствует себя никчемным и несчастным.
— Шура, по-моему, люди готовы думать, что они ненужные и несчастные, даже если вокруг них куча народу. Люди вообще нелогично себя ведут.
— Это я к чему? Вот Гуль вырастет и станет разговаривать с тобой все реже и реже. И однажды вообще забудет, что ты все понимаешь. Что ты тогда будешь делать?
— Гуль не забудет.
— Ах, мне бы твою уверенность, Лялька! Люди умудряются забыть самое дорогое и важное. Так что всякое может быть, как бы тебе со временем не разочароваться...
— Я не умею разочаровываться, Шура. Это ваше человеческое дело. Очаровался — разочаровался. Полюбил — разлюбил...»
То есть могли, конечно.
В общем, это книга о ребятах, ставших сиротами. И о том, как удачно сложились обстоятельства, — дети смогли избежать детдома и даже вернулись жить в собственный, пусть и старый, несовременный домишко. Со стареньким, очень несовременным домовым Аристархом Модестовичем. Вернулись не одни, а с Милой и Мишкой.
«Мишина мама не спала всю ночь.
Я знаю, как это бывает у людей. Они ложатся спать, чтобы не тревожить домашних. Но дышат так, что сразу ясно — не спят. Потом они идут на кухню и пьют там чай или кофе. Одну чашу, потом другую чашку.
И потом еще одну чашку.
И курят. Те, кто курит.
И кашляют.
И вздыхают».
То есть образовалась большая семья. Но не сахарная, где сиротки называют Милу мамой и играют с «новым братиком», а вполне обыкновенная. Где притираются друг к другу, ссорятся, но уважают, интересуются другими, стараются жить спокойно.
Кроме приятной и ненавязчивой сказочности здесь есть довольно честная история любви. Она не развивается. Паша, и так слишком взрослый для своих тринадцати, все делает правильно. Как только понимает, что Кира не принимает его, а скорее снисходит в надежде «дотянуть до своего уровня», просто лежит в снегу и отпускает ситуацию. Паша не пребывает в бесполезных иллюзиях ни здесь, ни где-то еще. У него слишком много дел. Забирать из школы Гуль, топить дровами печь, возить Мишу в музыкалку...
Дина Сабитова, автор пяти произведений, три из которых посвящены теме приемных детей, считает «Где нет зимы» своей главной книгой. К сожалению, пока Дина Рафисовна не готовит к выпуску ничего нового — сначала поднимаемые ею темы показались слишком острыми в условиях меняющейся и тяготеющей к «безопасности» детской литературы. Потом семья уехала в Коста-Рику, и понадобилось время, чтобы изучить новую реальность и накопить впечатления. Однако все это — просто очень длинная пауза, и новые книги еще появятся.
Другие книги про подростков:
3. Чужие окна