Современному автору мало написать хорошую книгу. Хочешь не хочешь, а приходится участвовать в её продвижении. Неважно, издаетесь ли вы в издательстве или самостоятельно через Ридеро или Литрес. Если вы хотите, чтобы читатель узнал о существовании вашей книги, вам придётся выстраивать с ним отношения, то есть — заниматься маркетингом.
Я — детский писатель, финансист по образованию и основному месту работы, а вовсе не маркетолог. Я не умею впаривать, строить хитроумные воронки продаж, настраивать контекстную рекламу. Однако у меня получилось структурировать свой опыт продвижения книг, выделив ярко-красным победы и успешные находки, которыми и делюсь сегодня с вами.
С чего же начать? Какой он этот алгоритм продвижения книги и себя, как писателя?
1. Осознание. Если вовремя поставить перед собой нужные вопросы и получить нужные ответы, то многие мечты сбываются значительно быстрее. Осознавать себя очень важно. Поэтому перед тем, как начинать какой-либо пиар, представьте, что вы даёте интервью и напишите ответы на следующие вопросы: Зачем я пишу? Мне нужен отклик или достаточно удовольствия от сочинительства? Что я хочу получить, издав книгу —известность, признание, деньги? Готов ли я пробовать иные жанры и темы? На какие темы мне интересно писать? Что я хочу донести своими книгами до читателя?
2. Целеполагание. Получив понимание того, какой ВЫ писатель и чего хотите в плане творческом и ментальном — составьте план на ближайшие три года и запишите мечту чуть более отдаленную и масштабную. Нужен план активной писательской жизни: создания разноформатных текстов, участия в сборниках, творческие встречи, книжные ярмарки, проекты, и т.д. В идеале составить план на три года, затем его разбить по годам и прописать детальнее по кварталам. Не забудьте вставить в ваш план участие и выступления на жанровых выставках. Например, если вы, как и я, детский писатель, то ваши главные даты — конец марта, когда проводится Неделя детской книги, 1 июня День Защиты детей и сразу после целую неделю идёт книжная ярмарка на Красной Площади, осенью — международная книжная ярмарка на ВДНХ.
3. Легенда. Необходимо, чтобы на всех ресурсах, которые будут размещать информацию о книгах (их около 30 актуальных) была одинаковая информация о писателе, его детстве/юности, семье и истоках творчества. Кроме выверенной информации необходимо обозначить и гражданскую позицию: что хочет сделать автор в детской литературе, где «ЗА», где «ПРОТИВ». Подумайте над своей легендой и запишите её настолько детализировано, насколько считаете нужным. Впоследствии вы сможете её опубликовать в пиар целях в СМИ, интернете и соцсетях, отправить в издательство вместе с рукописью. Это будет ваша открытая информация, как о писателе, так и о человеке.
4. Создание базового сценария выступления перед ЦА с рассказом о ваших книгах, идеях. По сути — это моноспектакль с интерактивной составляющей. Книги и имя такие штуки продают очень эффективно. Но имейте в виду, если ваша ЦА — дети, то сегодня попасть в школу практически невозможно, а в библиотеках продажа книг запрещена. Поэтому заранее продумывайте как вы будете зарабатывать на своих выступлениях. Тут возможны как минимум 3 варианта: первый — проведение интерактивов по теме книги или схожим тематикам для ЦА, второй — благотворительность, третий — гранты. Чуть позже я расскажу про эти способы продвижения.
5. Курс публичных выступлений и интервью. Продумайте, что бы вы могли дать вашей ЦА полезного? Как только определитесь с тематикой - идите на Pressfeed — это платформа, на которой журналисты публикуют запросы на комментарии и фактуру к готовящимся публикациям, эксперты отвечают и получают упоминания в СМИ. Это самый простой и дешевый способ попасть в нужные вам издания.
6. Писательское мастерство. Постоянно учитесь и пишите каждый день хотя бы по 15 минут. Особенно полезным будет тренинг создания короткой прозы. Из курсов, которые я могу рекомендовать: "Мастер текста", которые ведет главный редактор Астрель-СПб Александр Прокопович. (ссылка на курсы http://www.astrel-spb.ru/master.html). Очень непросто учиться, но когда ваши труды разбирает главный редактор - это бесценный опыт. Второй курс при издательстве "Альпина Паблишер" от Ирины Гусинской "Как написать и издать бестселлер" (ссылка на курс https://getpublish.org/land-kurs) — очень позитивный, качественный с точки зрения преподавания и подачи материалов. С Ириной и её командой вы точно напишите бестселлер за три месяца, а если не успеете, то как минимум вдохновитесь и начнёте!
7. Ищите новых персонажей и серии. Писатель тот, кто пишет. Ищите новых героев, придумывайте миры.
8. Создайте фильм-интервью с ответами на камеру, на привычный корпус вопросов писателю. Таким образом, вы получите и полную версию, и отдельные ролики для регулярного выкладывания в сети.
9. Организуйте регулярные выступления перед ЦА. Запишите лекции онлайн или встречайтесь лично, подружитесь с главными библиотеками вашего города, выступайте в книжных магазинах, больницах, хосписах.
10. Курс драматургии и ораторского мастерства. Выступать на публику надо уметь. Если у вас не получается красиво говорить публично, вы заикаетесь, краснеете, бледнеете, путаете слова, забываете что хотели сказать или ваша речь кишит паразитами — не пожалейте денег на эти курсы и не утешайте себя отговорками, что вы писатель, а не говоритель. Если вы хотите, чтобы о вашем творчестве узнали, чтобы ваши книги покупали вам придется говорить публично, на камеру, на радио в прямом эфире. Готовьтесь к этому заранее. Это даст вам неоспоримое преимущество.
11. Презентация книг в библиотечных структурах. Библиотека сегодня перестает быть просто местом хранения информации. Она становится центром общения, обучения, живого диалога, рабочих встреч, местом семейного досуга и развлечения. Не упускайте такую возможность. Библиотеки сегодня посещает большое число ваших потенциальных читателей. Расскажите о своем творчестве, представьтесь. Читателей надо знать в лицо.
ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ ПИАРА
Если вы преодолели предыдущие 11 шагов, вы уже добились немалых успехов по продажам своих книг и продвижению себя как писателя и специалиста в своем деле. Однако, вам есть куда расти.
12. Формирование предложения для корпоративных структур. Всем известно — писатель получает роялти (доход) от продажи своих книг. Как правило оно составляет 10%-15% от себестоимости проданного тиража. Из этого очевидно, что автор — тот человек, который в первую очередь заинтересован в продажах и переизданиях. Один из способов продать много книг и сразу — подарки. Да! вы не ослышались. Только не за счет автора!
Договоритесь с крупными корпоративными структурами, чтобы они закупили вашу книгу в качестве подарка женщинам на 8 Марта или мужчинам на 23 Февраля или на Новый год всем сотрудникам или их детям. Кстати, если речь о детских книгах, то их можно закупить родкомитетом на 1 Сентября или окончание учебного года. Креативьте в этом направлении и вы сможете оправдать расходы на рекламу. Кстати, всегда помните, всё получается тогда, когда это выгодно всем. Издательство под тираж от 2000 может вообще выпустить дополнительный тираж с логотипом заказчика! А это уже более вкусная история, понимаете?
13. Организация продаж. Вы можете организовать на своем сайте интернет-магазин и продавать книги с автографом, выпускать сувенирку со своими героями и даже печатать эксклюзив под заказ! Творите! Сами организуйте продажи. Конечно, издательство заработает, но и вы не останетесь в стороне.
14. Получение литературных премий, активное участие в конкурсах. Подавайте заявки на конкурсы и просите об этом ваше издательство. На некоторые конкурсы самим номинироваться не получится. Отслеживайте даты приема работ, принимайте активное участие. У вас обязательно получится выиграть. А если нет — возвращаемся к пункту 1 и пишем новую книгу.
Всем активного и результативного пиара!
Подписывайтесь на канал и не пропускайте новости.
Детский писатель, Светлана Кривошлыкова