Посвящается зятю, ЧЕЛОВЕКУ с большой буквы.
В этот день планируемая поездка к моим родителям, в соседний городок, не задалась, но забрать детей гостивших у бабушки и дедушки надо было обязательно. Машина сломалась, а ехать на автобусе муж не захотел, он очень плохо переносил жару и запахи бензина в старых ПАЗиках, которые были на маршруте. После полученной контузии на войне в Афганистане, его частенько мучали головные боли.
Решили, муж едет ремонтировать машину, а я займусь домашними делами и буду ждать его. Через час, заехал и предложил поехать с Георгием, на знаменитом его «Запорожце» на ручном управлении, тот, что подарили друзья, с надписью на боковой стороне: «Герою Афганцу». Оказалось, что Гоша собирался туда же, к своей девушке.
С Георгием я была знакома, это друг мужа, воевали вместе в Афгане, хотя в разное время, он был намного моложе моего мужа. Я уже успела полюбить этого человека, как друга, как брата.
Гоша был крепкого телосложения, невысокий, с ранней лысиной, которая как ни странно ему шла. Полное, круглое лицо с ясными, голубыми глазами, с умным и несвойственным мужчинам теплым, глубоким взглядом, располагало к особой доброте душевной. Был остроумен, начитан, с чувством юмора и обладал уникальным свойством - слышать собеседника, поэтому частенько был в роли «жилетки».
На тот момент Гоше было 22 года и уже 4 года из них он жил без ног. В 18 лет ушел в армию, сам изъявил желание уйти в «горячую точку», а через полгода, вытаскивая на себе раненого командира из боя, подорвались на мине, где ему оторвало обе стопы. Раненый не оставил командира, дополз, дотащил к своим.
Потом был госпиталь, началась гангрена, ампутация обеих ног по колено. Там же в госпитале, в Ташкенте, ему вручили орден Красной звезды, «за личный героизм, проявленный в боях». И в 19 лет после длительной реабилитации, мама в инвалидной коляске привезла сына домой…
При знакомстве, я не знала этой истории, обратила внимание, что у него какая-то странная, тяжелая походка и что передвигался при помощи палочки. Гоша сказал: «у меня протезы, но жалеть меня воспрещается», говорил спокойно, с улыбкой.
По дороге в Пахтакор, Гоша рассказал, что едет к девушке делать ей предложение.
Меня спросил:
- Как думаешь, Ира выйдет за меня, такого?
На что я ответила:
- Если знаешь, что любит, этого вопроса не должно возникать.
- В этом-то и дело, не уверен.
Он завез нас домой к родителям, а сам уехал, обещав заехать на обратном пути.
Дома, нас ждала, как обычно бурная и радостная встреча. Младшая сестра Верочка, сожалея, что не успела «как следует» подготовиться к встрече, быстро домывала полы.
Верочка, была 5 ребенком в нашей семье, вообще нас у родителей шестеро; три мальчика и три девочки. Жили дружно и весело, как все советские семьи. Вера была красивой девочкой, а после рождения дочки, особенно расцвела. Ее тоненькая фигурка приобрела красивые и соблазнительные формы. Жгучая брюнетка, с огромными карими глазами и длинными густыми ресницами, с фарфоровой, нежной кожей. Была скромна и тиха, любила и умела вести хозяйство, готовила потрясающие блюда. Но вот как-то не везло ей с мужчинами. «Лучше буду одна воспитывать дочь, чем терпеть эти унижения», решила после очередного скандала в семье и мои родители забрали их с Алиской домой. Вот так и жили дружно теперь вместе.
На тот момент почти все взрослые дети: мои братья и старшая сестра, построили семьи, жили отдельно и далеко от родительского дома.
Я прошла на кухню, что бы помочь накрыть стол для чаепития. Мама сказала, что Вера уже испекла кекс к чаю и сделала салаты. А я им рассказала про Гошу, мы дружно пожелали ему счастья, потому, что такому хорошему парню должно повезти в жизни и сели за стол пить чай.
Минут через 15 в дверь позвонили.
- Кто это пришел? – удивилась Вера, проходя в коридор. - А вас не учили, что нужно снимать обувь, когда входите в дом?- услышали мы через минуту ее голос.
- Я могу снять только с ногами, но думаю, вам это не понравится – раздался веселый Гошин голос.
Гоша объяснил причину скорого возвращения. Было заметно, что он расстроен, хотя виду старался не показывать. Ирина на его прямо поставленный вопрос, сказала, что «мало еще встречаются, пока не готова» и т.д.
Георгий ответил, что «на нет и суда нет» и уехал.
Вера была смущена тем, что так встретила Гошу, стыдилась за свою бестактность, поэтому гостю старалась уделить внимание.
Обстановку разрядили дети, вернулись мои дочь и сын, и Верочкина 1,5 годовалая Алиса - с дедушкой были на аттракционах.
Алиса, всеобщая любимица в семье, быстро освоилась и не оставляла ни на минуту дядю Гогу, как она его назвала. Очень разговорчивая не по возрасту, просто не давала взрослым отдыхать от хохота, в общем, Алиска «была в ударе». А «дядя Гога сказал: «эта маленькая актриса покорила, всегда мечтал о сыне, а теперь хочу такую дочь». Гоша был необычайно возбужден и красноречив, периодически кидал взгляды на Веру, было заметно, что она ему понравилась. Через пару часов собрались ехать домой.
На обратном пути Георгий расспрашивал о Вере. Спросил меня, почему никогда не рассказывала о ней?
- Если б ты раньше сказала, что она такая красавица… Повезло, что Ирина отказала, - не отрывая взгляда от дороги, пошутил. А затем, задумчиво добавил: Как думаешь, Вера будет со мной встречаться, если предложу?
- Тебе у нее надо спрашивать. Но, зная сестру, могу сказать, если понравишься, инвалидность не помеха.
Через день Гоша приехав к нам, рассказал, что был у Веры.
А через месяц Георгий повез Веру знакомить со своей семьей. Родителям Георгия она понравилась, а вот сестра Зоя, категорично заявила: «такая жена не для тебя. Слишком красива, не будет верной, а ты будешь страдать».
Но его не возможно было остановить… Гоша спешил, нам признался: «влюблен, первый раз в жизни, никогда даже представить не мог, что так можно любить и чувствую, Алиска моя дочь. Эти девочки небесами мне посланы, боюсь, уведут».
Через неделю они подали заявление в ЗАГС.
Когда Георгий просил её руки у моих родителей, папа ответил: «Парень ты хороший и дочь, скорее всего, будет счастлива с тобой. А ты дочь, подумай, всю жизнь должна быть ногами его. Выдержишь ли такую ношу?».
Вера ответила:
- Папа, у меня был и с ногами и руками, и вы знаете, какая жизнь сложилась. Гошу я люблю и хочу быть с ним. А, какую построим семью, жизнь покажет - только от нас зависит.
Но не все гладко вышло у молодых. Жили у его родителей, сестра закатывала скандалы, настраивала против Веры свекровь. Поэтому Гоша стал хлопотать о собственном жилье.
История эта происходила во времена СССР, Георгий решил воспользоваться льготами, которые предоставляло государство. Через 2 недели после заключения брака им выдали ордер на 2-ух комнатную квартиру.
И зажили молодые самостоятельно.
Вере предложили работу по специальности, на городской телефонной станции (ГТС), «специалист по обслуживанию АУ». Работала сутки через двое. Гоша занимался дочерью, у него славно это выходило. Алиска его обожала, называла «папа Гога», любила, казалось больше матери. Весело было наблюдать, как они «дружили против мамы», это означало: сами готовят еду, накрывают на стол, моют посуду и обязательно вдвоем, маму приглашают есть. А когда Алиска шалила, уморительно было наблюдать, как папа уговаривал в наказание дать шлепнуть, тут начинался торг, на сколько шлепков Алиса согласится, торг мог длиться до получаса. А еще Гоша научил ее фантазировать и сам с гордостью в присутствии гостей демонстрировал, подкидывал Алиске тему: «Как поживают муж, дети?» и все « Остапа понесло». Хохот стоял порой у некоторых до икоты, а Алиска, как актриса выдавала моно спектакли.
В советском Узбекистане был дружный народ, все кто там родился или жил, меня понимают. Гостеприимство… Особый, восточный ритуал: друзья непременно должны прийти проведать и принести гостинец. А, если ты уважаемый человек, то гостей будешь принимать часто. И это не застолье с выпивкой, обязательно надо подать пиалу чая, за беседой тебя спросят о проблемах и предложат помощь, могут и обидеться, если не обращаешься с просьбами к друзьям. К Гоше и Вере приезжали за особой душевной атмосферой, а какой заряд энергии получали от этой семьи! Удивляло откуда такое жизнелюбие у Гоши, особенно, когда видишь его ползущим по квартире с натертыми до крови коленками от протезов. Веру, которая ставит примочки обезболивающие на раны, Гошу целующего ее руки и Алиску, бегущую с криком: «не целуй ее ты мой». Вот, что запомнилось больше всего.
Через год у них появился сын Никита. Вера в декретном отпуске была три месяца, потом вышла на работу, потому что надо было зарабатывать; на пенсию семью не прокормить, а на дворе уже стоял 92 год.
И Гоша сидел с детьми, готовил, убирал, стирал. В их семье не было разделения на женские и мужские обязанности.
«Лихие девяностые»… не было ни одной семьи в бывшем Союзе, не затронутой этим событием. Началась война в Таджикистане, заполыхала огнем Ферганская долина и потянулись беженцы, кто куда...
Первыми уехали мои родители к старшему сыну в Северный Казахстан. Задумались о переезде и мы. Наши с Верой мужья поехали «на разведку» в те же места, а когда вернулись, Гоша наотрез отказался ехать в Казахстан.
- Жизнь там тяжелая, я погублю Веру. Остаемся здесь.
Гоша реально оценил ту жизнь, которую мы с мужем все-таки выбрали: морозы до – 40, заготовка топлива для обогрева, зима длится по 8 месяцев, где нужно топить печь, воду носить или возить в санях, во флягах. Прокормиться можно было только за счет домашнего хозяйства. Это все ляжет на плечи жены, ведь он понимал, что в таких делах не помощник.
А мы с мужем и тремя детьми уехали.
Пожив в селе я понимала, как Гоша был прав. По началу, пока была работа в селе, успели завести большое хозяйство. И вкалывали, как все вокруг. А потом, когда я надорвала здоровье от физических перенагрузок, передвигаясь с помощью палочки, испытывая сильные боли. Гоша позвонил и предложил, чтобы я возвращалась в Узбекистан. «Здесь полно знакомых осталось, поднимем на ноги. Забирай двух младших, мы поможем. Ну, а старшая, пусть оканчивает школу, последний год все-таки, справится»