При приеме в училище ребенка педагоги нередко смотрят на физические данные родителей, ведь все дети – это отражение и сочетание родителей. Если мама и папа небольшого роста, то скорее всего ребенок высоким не будет. И если в балете для девочки средний рост 170 см – это нормально, то для мальчика это может стать ограничением в партиях.
У высоких родителей, как правило, высокие дети. Для мальчика – это хорошо, а вот для девочки может стать препятствием: не во всех театрах мира есть солисты высокого роста, партнера найти будет трудно, зато есть большой репертуар второстепенных персонажей для рослых артисток.
Все знают, что балерина должна быть тоненькой и длинноногой, а что еще нужно? Как определить, что ваш ребенок соответствует необходимым критериям для балета? А ведь от их наличия зависит здоровье в профессии.
ВНЕШНИЕ ДАННЫЕ
При приеме в балетное училище устроены три тура. Первый – проверка физических данных, подъем стопы, соотношение длины ног, туловища и рук, форма черепа и длина шеи, ширина плеч и бедер.
Второй тур – медицинский, здоровье у балерины изначально должно быть крепким, чтобы нагрузки не спровоцировали травмы и не навредили развитию ребенка. Третий тур – музыкальность и артистизм, ребенок демонстрирует свой талант в танце, выученном или импровизируя.
Многие родители идут на все, чтобы их чадо взяли в училище, несмотря на отсутствие важных данных, так как их дети мечтают танцевать. На мой взгляд, самое необходимое для танца без вреда для здоровья – это отсутствие хронических заболеваний, патологий, мобильность суставов. На ноги приходится вся нагрузка, поэтому стопы должны быть развитыми, чтобы у балерины с самого начала не было проблем с главным рабочим инструментом.
Если существуют проблемы с лишним весом, то нужно решить сразу – либо балет, либо бутерброд. Причем на долгосрочную перспективу. Ведь ученицу могут отчислить за отсутствие подобающей формы. Обычно из роста вычитается 120 – так высчитывается максимальный вес балерины. Для старших классов есть ограничения до 53 килограммов при условии высокого роста артистки. Все остальное – индивидуальность, трудолюбие, талант и удача.
ИСТОРИИ И СУДЬБЫ
В моем первом балетном классе в МГАХ на Фрунзенской было 20 девочек с потрясающими данными. Лучшая из них была стройной, очень способной, стояла всегда по центру станка, была абсолютной отличницей по всем предметам как в общеобразовательной школе, так и по балету. Она получила красный диплом и была принята в труппу Большого театра. Педагоги начали работать с ней, ее брали на гастроли, но вдруг она отказалась от карьеры и ушла из балета насовсем. Столкнувшись с реальной жизнью театра с 10 утра до позднего вечера, лучшая из лучших вдруг осознала, что это не для нее, вышла замуж и родила ребенка.
Но известны и противоположные случаи. Диане Вишневой постоянно говорили, что у нее недостаточно хорошие данные, не хотели брать в хореографическое училище. Она и сама признает, что ее успех – плод тяжелого многолетнего труда, она заплатила за него постоянно больными ногами. Екатерину Кондаурову дважды не принимали в училище в Москве, она уехала в Санкт-Петербург, где стала прима-балериной Мариинского театра.
Легендарная балерина Наталия Дудинская говорила: «В балете невозможного не существует – нужно только работать». Ее ученица Ульяна Лопаткина была одной из первых высоких балерин, с 41-м размером ноги, непропорционально длинными руками, тем не менее она достигла невероятных успехов, стала лицом русского балета.
Еще одна моя одноклассница была невысокого роста, и кроме хрупкой фигуры и железного характера имела довольно средние данные. Но с каким упорством она занималась, как сильно хотела добиться успехов! Сейчас она танцует все кордебалетные партии в Большом театре, и нет спектакля, где она не была бы задействована.
ШАНСЫ ЕСТЬ!
Что можно развить у ребенка, чтобы у него появился шанс поступить в профессиональное училище? Улучшить растяжку – заниматься с художественными гимнастками, у них хорошая дисциплина и жесткие требования. Развить подвижность суставов, разработать выворотность ног – в эстетике балета принято, чтобы колени и ступни танцовщицы смотрели в разные стороны, так называемая верхняя и нижняя выворотность.
Очень важно, чтобы стопа хорошо гнулась, развить ее можно упражнениями у балетного станка – многократными подъемами на полупальцы и прыжками. Но повторяю: в искусстве нет правил без исключений и никогда не стоит отказываться от своей мечты!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Балерина Елизавета Таранда о том, что на самом деле творится в костюмерной
Какая боль: балерина Елизавета Таранда о профессиональных травмах
Что едят балерины? Рассказывает ведущая солистка Большого театра Кристина Кретова