Появление в составе ВМФ России подводных сил связывают с указом императора Николая II от 19 марта 1906 года, которым он выделил подводные лодки в специальный класс боевых кораблей. До этого подводные лодки («потаенные суда») относились к классу миноносцев.
Несмотря на то что попытки уничтожать боевые корабли противника ударами из-под воды предпринимались еще в XVIII (американцы против британских кораблей) и XIX (южане против северян во время гражданской войны опять-таки в США) веках, тогдашние полупогруженные суда не являлись настоящими подводными лодками – подлодки должны иметь и надводный, и подводный ход.
А родиной первой в мире настоящей подводной лодки является Сестрорецк, расположенный под Санкт-Петербургом и заложенный чуть позже северной столицы.
В 1719 году Петр I получил прошение от крестьянина Е. Никонова о строительстве боевого подводного корабля и пришел в восторг от проекта. Никонову присвоили звание корабельного мастера и зачислили в распоряжение президента Адмиралтейств-коллегии и главного корабельного инженера. Испытание прототипа первой в мире подводной лодки проводилось тайно в Сестрорецке на озере Разлив в присутствии Петра I. Модель Никонова испытания выдержала, и царь дал указание строить «потаенное судно большого корпуса», соблюдая секретность. Через четыре года конструктор-самоучка настоял на вооружении своего корабля десятью пороховыми ракетами (!) – тоже своего рода прорыв по сравнению с пороховыми шестовыми минами в более поздних иностранных проектах.
Но после смерти Петра I многие из опекаемых им проектов стали ненужными новым правителям России. Такая же судьба постигла и изобретение Никонова – после неудачных испытаний на Неве его разжаловали и сослали в Астрахань. На этом завершается русское подводное судостроение XVIII века.
Но в 1879 году по чертежам инженера Степана Карловича Джевецкого были построены две подводные лодки, рассчитанные на 1 и 4 человека. Они имели малую глубину погружения и незначительную скорость, хотя, например, четырехместная лодка уже имела перископ, а балластная цистерна продувалась сжатым воздухом. Экипаж должен был подвести под днище неприятельского корабля 2 мины и, отойдя на безопасное расстояние, взорвать их электрическим запалом. Хотя морское министерство заказало 50 четырехместных подводных лодок, они боевого применения не имели.
В 1885 году Джевецкий построил первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем, работавшим от аккумулятора. За разработанный вместе с А. Н. Крыловым проект подводной лодки водоизмещением около 120 т, имеющей паровую машину и экипаж в 12 человек, на Международном конкурсе в Париже в 1898 году Степану Карловичу была присуждена первая премия. В 1907 году по его проекту была построена подводная лодка с единым бензиновым двигателем для подводного и надводного хода.
Однако в континентальной Европе раньше всех приступила к пополнению своего флота подводными лодками Франция. На вооружение ВМС Франции и США первые подводные лодки поступили в 1900 году, Англии – в 1901, а Германии – в 1904 году.
В России первая подлодка «Дельфин» водоизмещением 203 тонны с бензино-электрической силовой установкой была спущена на воду в 1903 году и погибла во время учений в июне 1904 года.
Неудача с «Дельфином» заставила тогда Россию покупать подлодки за рубежом. Первая лодка, принятая на вооружение ВМФ России, носила название «Краб» и являлась минным заградителем. К началу I мировой войны Россия имела 36 подлодок. Первой русской подлодкой с дизельным двигателем (более безопасным, чем бензиновый) стала подлодка «Минога».
3 мая 1899 года в Гааге Россия предложила запретить создание подводного оружия. Несмотря на то что это предложение было поддержано Германией, Японией, Италией и Данией, оно не было принято: против него выступили Франция, США, Австрия и некоторые другие страны. В период между мировыми войнами вопрос о подводных лодках поднимался на Вашингтонской конференции 1922 года. Теперь уже Англия предлагала запретить строительство и применение лодок, но решение было принято лишь в 1930 году, да и то половинчатое: были введены ограничения на водоизмещение подводных лодок (2000 т) и на калибр устанавливаемой на них артиллерии (5 дюймов, то есть 130 мм). Впрочем, и это соглашение никто не соблюдал: США и Япония доводили водоизмещение лодок до 2,5-3 тысяч тонн, а калибр орудий – до 152 мм, французы же на свой подводный крейсер «Сюркуф» водоизмещением 2880/4300 т и вовсе установили два артиллерийских орудия калибром 203 мм.
В СССР к строительству лодок вернулись лишь в 1927 году – раньше было не до того. Поначалу строились лодки водоизмещением до 1500 тонн с орудиями калибром в 100 и 45 мм, экипаж составлял 40-55 человек. Позднее начали строиться лодки водоизмещением до 2500 тонн с экипажем в 60-80 человек. В итоге Советский Союз вступил в войну, имея подводных лодок больше, чем кто бы то ни было в мире, – более 200.
И в первую, и во вторую мировую войны основным оружием подлодок были торпеды, однако есть и впечатляющие примеры использования артиллерии. На Северном флоте капитан 2 ранга М. Гаджиев одержал победу над своим преследователем – кораблем-охотником – благодаря артиллерии, а на Балтике капитан 3 ранга А. Маринеско расстрелял из пушек транспорт противника, поскольку торпеды лодки к этому времени были израсходованы. После войны пушки ушли в прошлое – их сменили грозные противокорабельные ракеты.
Первая в мире атомная подводная лодка (АПЛ) – «Наутилус» – была построена в 1954 году в США. Кстати, в том же году в СССР была построена первая в мире атомная электростанция под Москвой – это был наш мирный ответ на военный вызов США. После США подводные лодки с атомными установками появились в СССР, Англии, Франции и Китае.
Вплоть до второй мировой войны главную ударную силу флота представляли линейные корабли, во время войны на первое место вышли авианосцы, а после войны авианосцы уступили первенство атомным подводным лодкам.
Первая советская атомная подводная лодка была принята на вооружение в 1958 году. Интересно, что хотя по количеству АПЛ СССР обгонял США, у нас не отказались и от строительства дизельных подлодок: наши первые ракетоносцы имели дизельные двигатели, и во время Карибского кризиса американскую блокаду Кубы прорвали дизельные лодки.
К 1 июля 1988 г. в СССР имелись 1380 боевых кораблей, в том числе 376 подводных лодок с обычными и атомными энергоустановками (число последних превышало 200 единиц). Сейчас в распоряжении России гораздо меньше как боевых надводных кораблей, так и подводных лодок.
В 2003 году тогдашний главком ВМФ России адмирал В. Куроедов отметил, что у нас по-прежнему будут строиться атомные и дизельные подлодки, однако гигантские атомные субмарины больше не будут создаваться. А ведь именно Россия располагает самыми большими субмаринами – ядерные ракетоносцы типа «Акула» из-за своих размеров даже лодками называться не могут: эти гиганты водоизмещением более 40 тысяч тонн и длиной в 180 метров именуются подводными крейсерами. Они относятся к кораблям третьего поколения и вооружены двадцатью ядерными баллистическими ракетами с 10 боеголовками каждая.
В 80-х, после гибели подлодки «Комсомолец», некоторые «специалисты» начали наводить критику: мол, наши подлодки небоеспособны, у них высокая аварийность, да еще и шумные слишком (шум издают насосы, обслуживающие реактор). Но это, мягко говоря, далеко от истины.
Например, во время учений русскую многоцелевую АПЛ «Тигр» американцы потеряли сразу после ее выхода в океан. Эта лодка бесшумно прошла тысячи миль и, выполняя свою задачу, действительно сыграла с американскими кораблями в «кошки-мышки», после чего благополучно вернулась на базу Северного флота. Вышеупомянутая «Акула» оказалась не только самой большой, но и одной из самых малошумных в мире лодок.
Именно отечественная подлодка проекта 685 в 1985 году погрузилась на рекордную глубину – более одного километра (в отличие от глубоководных исследовательских аппаратов, лодки на такую глубину не рассчитаны и редко погружаются глубже 500 метров).
Ну, а что касается катастроф, то их у американцев было не меньше, чем у нас. Только в 1989 году на американских атомоходах произошло 34 серьезных происшествия: 12 пожаров, 2 аварии ядерных энергических установок, 6 аварий с оружием, 1 взрыв, 1 затопление отсека, 3 посадки на мель и 9 столкновений АПЛ между собой и с надводными кораблями.
В результате «реформ», начавшихся еще во время перестройки, для флота наступили весьма трудные времена. Только за 10 лет число АПЛ сократилось в 2 раза, а количество крупных надводных кораблей – втрое. К 1997 году в составе ВМФ России осталось немногим более 160 подлодок, а надводных кораблей основных классов еще меньше. 160 атомных лодок было списано на металлолом, стратегическая группировка морских сил не пополнялась 10 лет. Тихоокеанский флот почти перестал выполнять стратегические задачи, в определенной степени сдал свои позиции и Северный флот. Например, у Японии крупных кораблей в 3 раза больше, чем в нашем Тихоокеанском флоте.
Однако в последнее время имеют место быть некоторые подвижки. Корабли продолжают учения и боевое дежурство, в 2001 году построена многоцелевая АПЛ «Гепард», завершившая серию из 14 многоцелевых АПЛ проекта 971.
В 2008 г. вернулись после ремонта в строй две субмарины: атомный ракетный крейсер стратегического назначения «Брянск» (проходил ремонт 6 лет, а строился всего три года) и многоцелевая АПЛ «Пантера», построенная в 1986–1990 годах.
В 2008 году прошли испытания опытной подводной лодки «Саров», которая является универсальным испытательным стендом и предназначена для испытаний боевых и небоевых необитаемых подводных аппаратов, а также других видов морского вооружения и подводной техники. Эта дизельная подводная лодка в качестве резервной двигательной установки имеет компактный ядерный реактор. Так ВМФ получают сравнительно недорогой, но боеспособный корабль.
Всего же, согласно прогнозам ВМФ России, к 2010 году в боевом составе флота 13 атомных ракетных крейсеров стратегического назначения, несущих более тысячи ядерных боеголовок. Достаточно ли этого? Трудно сказать – всегда стоит помнить о «дипломатии канонерок», которую постоянно демонстрирует Вашингтон… Сейчас же согласно заявлению министра обороны РФ С. Шойгу, ВМФ в 2020 году получит 24 новые субмарины. Подобные корабли разных проектов и классов помогут обновить и поднять на качественно новый уровень боевой потенциал флота. Министерство обороны имеет четкий план на развитие подводного ВМФ на ближайшиедесятилетия.
Р. САБИРОВ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!