Среди моих друзей и знакомых, из тех, что между 30 и 40, все чаще всплывает тема отцов, детей и дач…В самых разных ипостасях, и частенько из таких, когда все участники – по отдельности хорошие, но вместе что-то не то получается…Не на грядках, а в семьях…
- Помню одного своего знакомого, в ту пору ему было лет 55, красивого, представительного, очень обеспеченного мужчину. При встречах он всегда горился: «Такой дом за городом построил, сад посадил…А сыновья редко ездят! И жениться не хотят! Под 30 уже обоим, а не хотят! Хоть бы внуков привозили…» Позже один из сыновей все-таки женился, но ни поездок, ни внуков не было по-прежнему…
- Дальше. Соседка по даче. К ней перестали ездить дочка и внучка-студентка. Несколько лет отстояли на грядках в классической позе. 6 соток у энергичной мамы-пенсионерки, уже давно овдовевшей, были засажены всем, чем можно, принося какие-то немыслимые урожаи. Потом дочь объявила, что с нее хватит. Просто отдохнуть на даче нельзя, надо непременно работать, а работает она лично на работе, в выходные хочет отдыхать по своему разумению, и что надо, купит. И себе, и маме. «Опять Лида сама картошку копает, потом в подвал спускать будет. Хоть бы приехали, бессовестные девки ее, - грустили соседи. – И ведь Лида еще к ним ходит еду готовить, им-то самим некогда, да и ленивые».
К тому времени у меня уже был некоторый жизненный опыт, куча прочитанных книг по психологии и потому я как-то вставила в соседское обсуждение свои пять копеек. Мол, в чем проблема? Зачем одинокой женщине столько картошки и прочего? Посадить грядку для души, чтоб не корячиться, остальное в сезон купить. И готовить ходить-носить дочке и внучке не надо, они взрослые, дееспособные люди, справятся. Это все игры. «Бессовестные! Матери надо помогать!», - был единодушный ответ. Мы не услышали друг друга.
Это классические, но еще относительно легкие варианты.
- «Они не хотят привозить нам внуков на выходные, а ведь у нас такая большая дача, лес рядом, речка, держат их в городе! Сдурел со своей женой!», - это уже «монолог от первого лица» супругов-участников третьей истории.
Раньше привозили. Дача в 40 км от города. При возврате энергичных братьев-погодков всегда, как бы вскользь, но упоминалась, что внуки разве что по потолку не ходят, манеры подхрамывают вместе с воспитанием и трудолюбием, на грядки наступают, когда бегают, и вообще, тяжело с ребятками-то. С детьми на выходные стала оставаться невестка-разгрузить свекров, и с детьми, и по дому-огороду.
Теперь по приезде – забирать жену и сыновей - сын слушал не только сетования по поводу внуков, но и вежливо-горестное: «Она у тебя домовитая, тут не поспоришь, нда…» Невестка была рядовой девушкой из республики бывшего СССР, и ни особой внешностью, ни образованием похвастаться не могла. Кто уж взбунтовался из молодых супругов первый – как говорил дед Щукарь, «покрыто неизвестным мраком», но сын объявил, что его жена и дети вполне устраивают, воспитывать лично его поздно, устал он уже от семейных игрищ, и больше они ездить на дачу к родным не будут, разве что по большим праздникам..
Уже которые из моих знакомых ищут на лето съемное жилье в деревнях, покупают участки, влезают в долги, чтобы построить себе домик, – только чтобы не часто и густо вместе, в «большой и дружной семье», на родительской большой и красивой даче. Еще часть - вертятся ужами на сковородке (в основном женщины, мужчины, как мне видится, склонны решать проблему быстрее и радикальнее) – чтобы сохранить мир и лад между родственниками. Чтобы бабушки и дедушки не слишком завоспитывали внуков, чтобы свои и сестрины/братовы дети не слишком дрались между собой и не доводили дедушек и бабушек до цугундера; чтобы убедить супругов, что надо помочь родителям вскопать эти (непечатное выражение) грядки и сделать еще что на даче, по мнению мужа, совсем не нужное, в законный выходной…
В общем, много всякого интересного и поучительного между поколениями на усадьбах – больших и малых....
Пусть дача будет прежде всего в радость! И пусть у каждого будет свободный выбор определить "дачную дозу" в своей жизни!