Найти тему
#velonation

Чему нас не научила пандемия

Улицы российских городов достаточно широки, чтобы построить велодорожки повсеместно. Но сделать это нельзя — ГОСТы не позволяют.

Фото вверху: Yuri Efremov on Unsplash
Фото вверху: Yuri Efremov on Unsplash

За время самоизоляции на улицах Москвы случился рай земной — исчезли пробки. Машин стало меньше, и заторы рассосались. ДТП тоже стало меньше. Но не все так здорово — тяжесть аварий резко выросла. Трупов стало больше. Сейчас в открытом доступе уже появились апрельские цифры, можно сравнить их с данными за другие годы и ужаснуться.

-2

Статистика плавает год от года, и для большей объективности картины давайте сравнивать апрель 2020 не с апрелем 2019, а со средним показателем за предыдущие три года. Тогда получается, что в этом году число апрельских ДТП и количество пострадавших снизилось примерно на 70%. При этом аварии со смертельным финалом сократились гораздо меньше, всего на 25%. Это цена, которую мы заплатили за свободные дороги. 

Отсутствие пробок само по себе не проблема и не всегда приводит к таким ужасным последствиям. Всё дело в скорости — пресс-служба дептранса объясняет гибельную статистику тем, что водители стали нарушать скоростной режим. И с этим мнением сложно спорить.

-3

Разрешенная скорость на большинстве московских улиц — 60 км/ч. С точки зрения ВОЗ, это и так слишком много; при такой скорости в случае наезда машины на человека или при столкновении двух автомобилей вероятность трагического финала гораздо выше 50%. По факту, в отсутствие пробок московские водители ездят еще быстрее — к этому располагает не только нештрафуемое превышение на 20 км/ч, но и ширина автомобильных полос. 

Раньше считалось, что чем шире полосы, тем они безопасней — у водителей в случае чего остается больше пространство для маневра. На практике это так не работает: люди ездят так быстро, как это позволяет им улица. Широкие полосы дают ощущение безопасности, и водители жмут на газ. Риск получить большой штраф снижает их энтузиазм, но лишь отчасти — гораздо эффективней проектировать улицы так, чтобы у водителей не возникало опасных для жизни искушений. 

Фото Daria Besedina on Unsplash
Фото Daria Besedina on Unsplash

Ширина автомобильных полосы в разных городах мира варьируется очень сильно, и статистика тут неумолима — где полосы узкие, там летальных ДТП меньше, и наоборот. Минимальная ширина полосы на местной улице в России составляет 3 метра, а, например, в Швейцарии — 2,4 метра. Стандартная ширина — 3,5 и 2,6 соответственно. Подробнее о ширине полос на улицах разного типа можно почитать у Аркадия Гершмана вот тут, но в целом картина следующая: российские улицы скроены так, что гонять по ним — самое естественное занятие. Парадоксально, но мы должны благодарить пробки — пока это единственное, что сдерживает и без того чудовищную статистику смертельных ДТП.

-5

По итогам коронавируса многие города мира спешно развертывают велоинфраструктуру. В наших городах это было бы очень актуально: велосипедные полосы сделали бы движение более безопасным не только для самих, но и для всех остальных, “откусив” излишнюю ширину полос. Но нельзя. Ширина наших полос — это не просто сложившаяся практика, а ГОСТ, которому должны следовать проектировщики. В Москве в рамках программы “Моя улица” этот стандарт немного подвинули, сократив ширину полос под предлогом эксперимента, и это сразу улучшило показатели по ДТП. Но такие эксперименты остаются исключением. А правило — это взлетно-посадочные полосы вместо районных улиц, которые продолжают убивать людей. Таков стандарт.