Смерть на взлёте. СССР, 1983. Режиссер Хасан Бакаев. Сценаристы Владимир Кузнецов, Андрей Соловьев (по мотивам книги А. Соловьева «Волки попадают в капканы»). Актеры: Юрий Демич, Нелли Пшенная, Леонид Сатановский, Константин Желдин, Виктор Фокин, Сергей Яковлев, Анатолий Ромашин, Борис Гусаков и др. 23,8 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Хасан Бакаев (1934-2002) поставил всего три полнометражных игровых фильма, из которых в тысячу самых популярных советских кинолент удалось войти только шпионскому детективу «Смерть на взлете».
В год выхода этого фильма на экран кинокритик Андрей Зоркий (1935-2006) отметил, что в нем привлекает зрителей «сложный механизм интриги, где на каждом шагу зрителя подстерегают неожиданности, резкие повороты событий, где напряженная борьба идет на равных и, как полагается в искусно сделанной киноленте, все выясняется и разрешается лишь к финалу» (Зоркий, 1983). Зоркий А. «Смерть на взлете» // Спутник кинозрителя. 1983. № 2.
Но то, что привлекает зрителей, как хорошо известно, далеко не всегда привлекает кинокритиков. Кинокритика Валентина Михалковича (1937-2006), к примеру, совершенно не устроила в «Смерти на взлете» драматургическая и психологическая трактовка характера главного героя картины – ученого, попавшего в сети коварных западных шпионов:
«Если уж довелось персонажу попасть в жертвы, то справедливости ради позвольте ему изложить резоны, проявить себя - и словом, и делом. Без этого он - жертва по авторскому произволу, но не по внутренней предопределенности. Из-за того что герой безлик, непонятен, мотивы его поступков неясны, шпионские страсти вокруг него воспринимаются как случайные, необязательные. Они нужны для того только, чтобы сюжет выглядел поострее, подетективнее. Иначе куда, к какому жанру отнести фильм. Осуждения честолюбца не получилось, поскольку герой честолюбцем не заявлен. Он - пешка, приставленная к чужой игре, и пешке этой делать тут нечего. Панацеей от всех детективных бед принято считать психологизм. Действующим лицам необходима полнокровная внутренняя жизнь - тогда сам детектив станет полноценным, полнокровным. … Будь Крымов личностью, лента выиграла бы» (Михалкович, 1983: 46). Михалкович В. Игра в шашки не по правилам // Искусство кино. 1983. № 10. С. 44-54.
Что касается современных зрителей, то, их мнения о «Смерти на взлете» подчас противоположны:
«Это чумовейший фильм! Я смотрел его в детстве в кинотеатре… Красавица-шпионка произвела на меня тогда колоссальное впечатление... Недавно имел счастье пересмотреть. Получил массу удовольствия» (Азмун).
«Какой-то абсолютно недоделанный фильм. Ни внятного начала, ни внятного конца. … Единственно, что чётко показано, так это мораль - если ты есть секретный советский физик, то не должен принимать в подарок никакие часы (особенно наручные), и ни в коем случае не знакомиться с красивыми женщинами, потому как они все есть шпионки иностранных государств» (В. Иванов).
А каковы Ваши мнения о «Смерти на взлете», уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020