Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Платья и трагедии последних княгинь Юсуповых

Юсуповы были одной из богатейших семей Российской империи: имения, земли, заводы, рудники. В описи имущества петербургского дворца князей на Мойке, составленной в 1920-х, значится более 45 тысяч предметов художественной ценности. Были в этом списке и платья последних княгинь Юсуповых Татьяны Александровны и её дочери Зинаиды Николаевны.

Капиталы семьи не обеспечили Татьяне Александровне спокойную и долгую жизнь. Она родилась в 1829 году в семье графа Александра Рибопьера и была названа в честь бабушки, Татьяны Васильевны Юсуповой. Ещё девочкой-подростком она увлеклась двоюродным братом — тоже Юсуповым, молодым князем Николаем Борисовичем. В герметичном дворянском сообществе такие романы не были редкостью.

Со временем подростковое увлечение переросло в любовь, которая надолго расколола высший свет Империи. Мать Николая, княгиня Зинаида Ивановна, была решительно против союза кузенов — и в 1854 году отослала сына в Тифлис (при пособничестве императора Николая I).

Отец Татьяны, напротив, желал дочери счастья и спустя два года уговорил нового императора Александра II дать разрешение на этот брак. 26 сентября Татьяна и Николай обвенчались в селе Бутурлино Юхновского уезда (сейчас это Калужская область). Невесте было 27 лет, жениху — 29, до этого момента они не соглашались на брак с другими кандидатами.

А вот такой в те годы была сама Татьяна. Портрет работы Франца Ксавера Винтерхальтера, 1858 год, коллекция Эрмитажа
А вот такой в те годы была сама Татьяна. Портрет работы Франца Ксавера Винтерхальтера, 1858 год, коллекция Эрмитажа

Почему свадьба прошла в глуши? Император-императором, а Святейший Синод по-прежнему был против союза близких родственников и даже возбудил дело о незаконном венчании. Молодым супругам пришлось уехать за границу. Тем не менее, Татьяна была счастлива. В те годы она носила светлые платья и блистала при дворе Наполеона III.

Фридрих Карл Александр, принц Прусский, писал Николаю Юсупову: «Я с самого её детства испытываю самый живой интерес к княгине, Вашей жене, и я прошу Вас свидетельствовать ей, что меня вдохновило известие об этом счастливом союзе».
«Испытываю живой интерес к Вашей жене»? Куртуазный век, нам не понять.

Платье утреннее (неглиже) княгини Татьяны Юсуповой. Кисея, около 1856 года, коллекция Эрмитажа
Платье утреннее (неглиже) княгини Татьяны Юсуповой. Кисея, около 1856 года, коллекция Эрмитажа

Спустя два года, когда страсти поутихли, Юсуповы вернулись в Петербург. Татьяна родила дочь Зинаиду, потом сына Бориса — и тут счастье будто отвернулось от неё. Двухмесячный Борис умер от скарлатины; разрушенная горем княгиня начала болеть, чахнуть. Ни морские купания в Ницце, ни горный воздух Швейцарии не помогли. Да и как они могли помочь — в конце концов у Татьяны диагностировали сахарный диабет, который купания не лечат.

Первая в мире инъекция инсулина, как известно, была сделана только в 1922 году, а до тех пор диабет был смертельной болезнью. Татьяна Александровна Юсупова скончалась на вилле «Татьяния» на берегу Женевского озера, ей было 49 лет.

Последние платья княгини — сдержанные, часто тёмные. Явно передающие настроение и самочувствие. Впечатление портят только турнюры — модный в 1870–1880-х годах элемент, подушечка сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре. Что ж, мода — дама требовательная, настроения носителей она учитывает только до известной степени.

Взгляните на вечернее платье Зинаиды Николаевны, дочери княгини Татьяны. И тут мода (в 1913-14 годах — уже мода на молодость и естественную женственность) определяет облик. Пусть владелице 55 лет, а недавно она пережила трагедию: старший сын Николай, наследник, красавец и первая ракетка Российской империи (теннис) был убит в 1908 году на дуэли графом Арвидом Мантейфелем. Пусть: на платье от модного парижского дома Drecoll — будет белый бисер и сиреневая хризантема.

В Эрмитаже хранятся только два платья Зинаиды Юсуповой — вечернее и маскарадное. Должно быть, большую часть своего гардероба княгиня увезла в эмиграцию, покинув Россию в 1919 году на британском линкоре «Мальборо». Но в коллекции петербургского музея есть немало выдающихся предметов одежды Серебряного века — следите за публикациями канала «Увидел & Зацепило», мы к ним ещё вернемся.