Знаете, мои читатели, есть такие старые вещи, приключения которых впечатляют не меньше, чем подвиги и повороты биографий всяких там авантюристов. Как будто у таких вещей тоже есть своя душа и вот теперь, пожилые, хорошо и славно пожившие, они устроились на покой в каких-нибудь музеях и там
«бойцы вспоминают минувшие дни»,
а гиды, эскурсоводы, каталоги и таблички рассказывают нам такое, что просто диву даешься.
Вот, например, в отличном музее железнодорожного транспорта, в славном городе Петербурге, есть цистерна.
Казалось бы самая обычная цистерна. Посетители обычно пробегают мимо нее, потому что там столько паровозов, тепловозов и вообще всяких крутых и интересных штук, рычагов и разных интерактивностей. А тут какая-то цистерна.
Ну да, брутальная, потому что вся на заклепках. Ее ведь построили еще в те времена, когда сварки не было и использовали клепку. Вот и получались такие брутальные, очень эффектные вещи вроде первых британских танков, например, или этой цистерны.
Но тут дело не в заклепках, хотя и в них, конечно, тоже. А в том, какую жизнь прожил это железный агрегат. Потому что в истории это цистерны наглядно отразилась вся история Восточной Европы с начала XX века и до нашего времени.
Так вот эту цистерну построили совсем даже не России. А в Австро-Венгрии. Для перевозки нефти, которую добывали … в Галиции. Ведь Галиция при разделе Речи Посполитой досталась Австрийской империи, где стараниями австрийцев и был тщательно взращен украинский национализм. Но это – другая история, к цистерне не относится.
Так вот нефти в Галиции добывали много. До трети от всех потребностей Центральных держав (Австро-Венгрии и Германии) на тот момент. И цистерна возила эту нефть.
В 1914 году началась война и русские начали наступление, поначалу вполне успешное. Среди всего захваченного добра была и эта цистерна, которая теперь стала служить русским.
Но вскоре оказалось, что война затягивается, а Россия готовилась всех закидать шапками, поэтому патронов и снарядов впрок не заготовила. В 1915 году российские войска «выровняли линию фронта», то есть оставили все, что захватили и плюс еще кусок империи противнику. Немцы, то есть германцы, продвинулись дальше, другие немцы, то есть, австро-венгры – меньше. Но цистерна все равно вернулась к старым хозяевам. Ее отбили назад и она снова начала возить галицийскую нефть в метрополию.
Но так получилось, что у австрийцев в той войне дела тоже шли не очень. Великая война закончилась тем, что сразу несколько великих империй всплыли кверху пузом. В их числе оказалась и Австро-Венгрия, на осколках которой появилось сразу несколько стран. А часть империи оттяпала себе возродившаяся Польша. И цистерна тоже досталось гордой стране, мечтавшей опять раскинуться «от можа до можа», как давно, в XVI-XVII веке.
Цистерна верно служила своим новым хозяевам, умудрившимся переругаться со всеми соседями, в том числе и с такими, с которыми ругаться не стоило. Поэтому в 1939 году получилось так, что восстановилась историческая справедливость и даже немного больше, а Галиция стала советской. Цистерна тоже отправилась строить самый справедливый общественный строй на земле.
Ее работа на благо общества продолжалась недолго, потому что в 1941 году началась новая война и эвакуировать ее на восток не успели. Так цистерна вернулась в мир орднунга и арбайтена и начала возить нефть на запад, чтобы помогать устройству другого порядка. Того, который наводил один неудавшийся художник с характерными усами.
Впрочем, его порядок устраивал не всех. В 1944 году те, кого он не устраивал, на локтях, коленях, ползком, бегом, от одного окопа к другому, дошли до Галиции. Так Галиция и цистерна стала советской. Уже навсегда.
А потом ей просто повезло – не списали, не распилили на металлолом, как это случилось с большинством ее коллег. Ее не взорвали при отступлениях и наступлениях, не разбомбили, не распилили, не пустили на иголки. Она заслуженно заняла свое почетное место в музее.
И хотя в основном мимо нее просто пробегают, она стоит, наблюдает за приходящими посетителями в жару, мороз, снег, зной и дождь.
И, наверное, ей хорошо, на пенсии, в железнодорожном музее. Только сама она рассказывать не умеет, поэтому будем просто думать, что это так :)
---------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграме и в Телеграме. При желании меня можно читать и смотреть и там.