Михаил Смычкин рос обычным юношей. В восемнадцать лет он потерял мать – у нее не выдержало сердце. К этому времени он уже учился на первом курсе Политеха, подрабатывал ночным продавцом в круглосуточном универсаме недалеко от дома и, в общем-то, вполне сносно жил в своей однокомнатной квартире. Денег, конечно, в полной мере не хватало, но на самое необходимое в жизни наскребалось. Отец перешел в мир иной, когда Миша был еще совсем маленький, и Михаил его особо не помнил, да и, честно сказать, не особо убивался по нему. До этого отец много болел, чах, совсем отдалился от дел семьи, и как-то незаметно истаяв, в один прекрасный день осиротил в конец измученную проблемами жену и двухгодовалого сына.
Сегодня, благополучно избежав третьей пары в институте, Михаил радостно возвращался домой. Опустив руку в почтовый ящик, он привычно хотел пощупать пальцами пустоту ящика и продолжить путь к лифту, но, внезапно, его рука наткнулась на достаточно плотный конверт.
«Что бы это могло быть?» - недоуменно подумал Михаил, опустил конверт в карман куртки и поднялся в квартиру. Дома он распечатал конверт и увидел письмо с чарующим заголовком «Извещение об открытии наследства». В процессе чтения Мишино сердце постепенно поднималось до высот триумфа и к концу письма окончательно взметнулось под самые райские кущи. Он еще раз перечитал строки письма.
«Филимонова Ирина Викторовна, нотариус ... ставит Вас в известность, что после смерти Кувардиной Антонины Михайловны, умершей … открылось наследство. Заведено наследственное дело №… Наследственное имущество состоит из: - Трехкомнатная квартира, расположенная по адресу… - Земельный участок площадью… - Кирпичный дом, 2 этажа, общей площадью… - Денежные средства в размере 13 миллионов рублей, размещенные на банковском счете… Вы являетесь родным племянником покойной. Иных родственников покойной не установлено. Для вступления в права наследования Вам надлежит явиться в нотариальную контору по адресу…»
Наконец-то сердце Михаила спустилось к реалиям жизни, и он счастливо вздохнул: «Я знал, что что-то для меня случится очень хорошее! Наконец-то я получил то, что, наверное, заслуживаю уже очень давно».
Но что это за родная тетка, так вовремя почившая? Михаил смутно вспомнил, как мать рассказывала про свою сестру, которая в далекой юности «совсем отбилась от рук» и с которой они постоянно между собой грызлись и враждовали. Она крала из дома деньги, приводила туда своих любовников и устраивала пьянки. В итоге, родители прогнали свою непутевую дочь, и она исчезла в неизвестном направлении. Михаил с рождения никогда ее не видел, но от матери слышал, что его тетка вышла замуж, потом развелась, ни с кем не общается и живет на другом краю города. Его мать она люто ненавидит и считает ее виновницей всех своих поворотов судьбы.
«Что ж, значит тому и быть. Теперь я миллионер и владелец разнообразной недвижимости. Не такая уж и плохая тетка, оказывается» – С неожиданной теплотой подумал Михаил о покойной и набрал по телефону номер нотариуса…
В нотариальной конторе, куда подъехал Михаил, было пустынно. Ни посетителей, ни каких-либо табличек, только на двери приколотый листок «Нотариус Филимонова И. В. Часы работы 10:00-18:00». Как ему объяснила сама нотариус в телефонной беседе, их контора только переехала и толком они еще не успели все оборудовать и обустроить. Но это им не мешает вести наследственные дела и потому она ждет Михаила у себя в офисе.
- Здравствуйте, моя фамилия Смычкин. Я звонил. – сказал Михаил, переступая порог конторы.
- Проходите, присаживайтесь. Не обращайте внимания, сотрудники еще переезжают, а я уже здесь. Будьте добры ваш паспорт. – сказала нотариус, сидя за обычным столом на обычном стуле.
Пока нотариус знакомилась и сверяла его паспортные данные, Михаил успел ее рассмотреть. Это была дородная женщина лет 40-45, с крашенными под блондинку волосами с уже начавшими отрастать черными корнями. Яркая и броская косметика придавала женщине довольно вульгарный вид, но, вместе с тем, деловой черный костюм это впечатление сглаживал.
- Ну, что ж. – нотариус откинулась на спинку стула – Полагаю, вы детально ознакомились с перечнем имущества вашей родной тети, которое теперь причитается вам.
- Да, в общих чертах ознакомился. – ответил Михаил.
- Отлично. Тогда я должна разъяснить вам процедуру наследования. В течение 6 месяцев наследство будет считаться открытым. Это необходимо для того, что если обнаружатся какие-то родственники, другие лица, претендующие на это наследство, то они смогут заявит свои права. Но, полагаю, таковых не будет. Мы все проверили, вы – единственный наследник. По истечение 6 месяцев вам надо будет снова сюда подъехать, и я вам выдам свидетельство о праве на наследство. С этого момента вы становитесь владельцем всего имущества, которое вам перейдет от вашей тети.
- Это здорово! Простите, я хотел сказать, это достаточно прискорбно, что моя тетя умерла. Но жизнь – есть жизнь. А могу я съездить, хотя бы посмотреть на квартиру, дом, участок? Чтобы, в целом, представлять, что мне достается. – спросил Михаил.
- К сожалению, пока это не желательно. Вы сами понимаете, существует определенный этикет и правила вступления в права на наследство. Но, не волнуйтесь, через 6 месяцев вы полностью станете хозяином всего имущества, и уже как владелец, все увидите и пощупаете. Так что ждем вас к означенному сроку. Всего доброго!
Михаил, обезумев от радости, устремился домой. Но возвращаться домой уже почему-то не хотелось. Убогая однокомнатная квартира, опостылевшая работа в универсаме и даже институт – все это стало казаться каким-то далеким, ушедшим на задний план. В мечтах вырисовывался большой загородный дом, комфортная трехкомнатная квартира, и деньги, деньги, много денег со счетов покойной тетушки, которые без зазрения совести Михаил сможет тратить куда захочет, на что захочет и когда захочет. Еще бы автомобиль, да нормальный прикид по одежде…
- Молодой человек! – Его мечты прервал мелодичный девичий голосок. Михаил повернулся, и мечты в воображении сменились мечтой в реальности. Перед ним, покачивая сумочкой, стоял ангел. Нет, не ангел, а обычная девушка, но какая!!! Все идеалы красоты, которые представлял Михаил, воплотились в этой девушке. Ровесница по возрасту Михаилу, она, казалось, сошла с обложек модных журналов. И пусть на ней не было вечернего гламурного платья, а всего лишь простая коротенькая юбочка с незатейливой блузкой, ни одна модель или звезда не могли сравниться с ней в данную минуту в красоте и изяществе.
- Молодой человек. – повторила девушка – Вы мне не поможете разобраться с этим адресом, куда идти или ехать?
Михаил растерянно посмотрел на бумажку, которую ему протягивала девушка, и попытался разобрать нацарапанные в ней каракули. Внезапно, он увидел название знакомой улицы, проходящей по соседству с его домом.
- Конечно! Я знаю, где это! – радостно воскликнул он – Если хотите, могу вас проводить.
- Очень любезно с вашей стороны. – улыбнулась девушка и взяла его под руку – Я готова следовать за вами.
Автобус, потом метро, пара остановок пешком. Когда они подходили к улице, написанной в адресе, уже опускались сумерки и все реже и реже попадались прохожие. За время дороги Михаил успел познакомиться и разговориться с девушкой. Звали ее Рита и приехала она из области к своей подруге, которая долго звала ее к себе в гости немного пожить и посмотреть город. Михаил с Ритой уже перешли на «ты» и нашли много общих тем в своих интересах.
- Вот эта улица. – с видом краеведа сказал Михаил. – А вот и твой дом.
- Очень хорошо! Она говорила – второе окно на третьем этаже справа от подъезда. Почему же не горит? Странно, уже поздно, и она должна быть дома. – размышляла Рита, стоя у подъезда. – Ой! Совсем забыла! Я ее не предупредила, а она говорила, что на сегодня и завтра уезжает к друзьям за город! Что же мне делать? Ведь уже поздно и идти некуда! – на глаза девушки навернулись слезы.
- Ничего страшного. – пьянея от собственной смелости, произнес Михаил – Если тебя это не оскорбит, то можешь переночевать у меня, я тебе постелю в комнате, а сам переночую на кухне.
- Правда, можно!? – воскликнула Рита. – Если бы не эта ситуация, я бы не за что не навязывалась. Спасибо тебе большое! – она чмокнула его в щеку, и после этого Михаил уже сам готов был ночевать на улице, лишь бы Рита осталась у него дома.
На кухне, вытащив из холодильника последнюю колбасу и наскоро разогрев чайник, они поужинали бутербродами с позавчерашней булкой, и Михаил постелил ей в комнате. Но ночью, когда Михаил уже засыпал на кухне, прикорнув на кушетке у окна, в дверях кухни показался силуэт Риты.
- Мне страшно… - прошептала она, юркнув к нему под одеяло и крепко прижавшись. – Обними меня!
Ночь для Михаила была сказочной. На утро он проснулся и с удивлением увидел, что Рита понуро сидит на табуретке и слезы катятся у нее по щекам.
– Что случилось? – испуганно спросил Михаил.
- Я тебя вчера обманула, прости. Никакой город я не приехала смотреть. Я хотела занять у подружки денег, чтобы откупиться от своего бывшего парня. Он из-за меня разбил свою машину, потому что выпивший отвозил меня домой, и теперь за ремонт требует денег. Очень большая сумма, полтора миллиона, или, говорит, пойдешь на панель отрабатывать.
- Дела… - задумался Михаил. – А подождать он не может? Месяцев пять-шесть?
- Ты что!? Он очень страшный человек, и ждать он не будет! – Рита, потупив взор, нерешительно сказала. – Я только сегодня поняла, что встретила мужчину своей мечты, это тебя, а придется все-равно остаться с ненавистным мне человеком.
У Михаила защемило от счастья и жалости к Рите сердце. Он был готов на все ради нее.
- Если бы он подождал… У меня через несколько месяцев будут огромные деньги, я бы дал их тебе. А сейчас мне их даже взять негде. В долг не дадут, а продать нечего. Хотя, ради тебя я готов горы свернуть! – запальчиво воскликнул Михаил.
- Можно в кредит взять... – как бы рассуждая, сказала Рита – Не в банке, а в частной конторе, там за день дадут.
- Отличная мысль! Но кто мне даст такую сумму? У меня заработок не соответствующий, только подработка и стипендия.
- Горы сворачивать не надо, а вот под залог твоей квартиры дадут и более большую сумму.
Михаил размышлял. Через полгода у него будут и квартира, и дом, и тринадцать миллионов. Так разве стоит сейчас мелочиться из-за какой-то, пусть даже и ощутимой суммы, когда рядом такая девушка, которая готова быть твоей навсегда, если откупится от надоедливого ей ухажера? Ради этого стоит пойти и на большие жертвы, чем кредит под квартиру. Так думал Михаил и решение в голове крепло окончательно.
- Поступим так. Ты знаешь какие-нибудь кредитные компании поблизости? – спросил Михаил, собирая документы на квартиру.
- Когда раньше пыталась найти деньги, посещала несколько таких. Одна, как-раз, недалеко от тебя располагается.
- Ну и отлично! Сейчас покажешь, где это, и решим твою проблему. – великодушно произнес Михаил.
На удивление, кредит предоставили за 20 минут. Михаил, практически не читая, подписывал какие-то бумаги. Какие-то люди уходили с его паспортом и возвращались. В итоге, он получил полтора миллиона, треть от суммы, в которую была оценена его квартира. Но это его не огорчало, он нашел свою судьбу в лице этой девушки и теперь ничто не могло омрачить его радость. К тому же, предстоящее наследство в будущем должно решить все его текущие проблемы.
- Ты мой гений! – поцеловала его Рита, когда он картинно опустил в ее сумочку увесистую пачку денег. – Проводи меня до остановки, я отвезу деньги и пулей к тебе! Только не ложись спать без меня, а то я обижусь!
Но ни вечером, ни на следующий день, ни даже через неделю Рита не появилась. Михаил уже понял, в какую заварушку она его втянула, использовав его простодушие. В конторе, где он брал деньги в кредит, его послали, сказав, что он заключал договор с частным инвестором и их организация тут не при чем. В полиции от него просто отмахнулись, разъяснив, что никакого состава преступления здесь нет, это стандартная сделка и все проходило по обоюдному согласию сторон, без принуждения и обмана. В итоге, Михаил также продолжал ходить на пары в институт, выходить в ночные смены на работу, но потухший взгляд и согбенная походка указывали на то, что в Михаиле уже что-то надломилось и прежнего оптимистичного юноши уже не будет никогда. Оставалась надежда только на обещанное наследство.
Уже наступила осень. Последние опавшие листья заунывно крутились вокруг ног Михаила. Он возвращался домой после института и обдумывал перспективы жизни. Его квартиру никто не трогал, деньги, взятые в кредит, тоже пока никто не требовал, а через месяц уже планировалось вступление в права на наследство и получение долгожданного свидетельства о праве собственности на имущество и деньги тетки.
«Может, все и обойдется…» - подумал Михаил, подходя к парадной дома.
- Юноша! Вы - Михаил Смычкин? – к Михаилу подошли довольно крепкой наружности два взрослых парня.
- Да, это я. - у Михаила внезапно пересохло в горле.
- Мы представляем вашего инвестора, которому вы продали свою квартиру с правом обратного выкупа. Срок выкупа истек, и теперь квартира полностью перешла в собственность нашего доверителя. Получите уведомление о том, что в течение трех дней вы должны освободить квартиру для вселения туда новых хозяев. – Михаилу в руки всунули лист бумаги. – Вы понимаете, что вам сказали?
- Да. Понимаю. – Михаил облизнул пересохшие губы – Скажите, а месяц сроку нельзя предоставить, мне чуть-чуть осталось…
- Нет, мы вам и так дали достаточное время для возможности вернуть деньги, даже превысили этот срок. Так что через три дня освободите квартиру. – Один из парней внимательно прищурился на Михаила. – И, пожалуйста, с этим не шутите. В следующий раз вежливого стука в дверь уже не будет.
Парни удалились, а Михаил на подкашивающихся ногах вошел в подъезд. В почтовом ящике он нащупал письмо, даже не письмо, а несколько листков бумаги, сложенных вчетверо.
«Очередного наследства, конечно, ожидать не следует…» подумал Михаил, поднимаясь в уже практически чужую квартиру.
Дома он набрал номер нотариуса, чтобы обсудить, когда можно будет подъехать по поводу наследства, но трубку никто не брал. Михаил развернул листки с напечатанным на них текстом и пробежал их глазами. Спустя минуту, побелев и с трясущимися руками, он снова, более вдумчиво стал читать текст:
«Михаил, возможно эта карма и не должна была коснуться тебя, если бы твоя мать оставалась жива. Но так вышло, что ты - последнее звено в этом роду, которое меня прокляло. Уходя, я поклялась, что они когда-нибудь пожалеют о том, что лишают свою дочь семьи и тепла. Да, да, ты не ошибся, это я, твоя тетка Антонина Михайловна, в смерть которой ты так радостно поверил. Хотя со мной ты достаточно долго беседовал, думая, что ведешь разговор с нотариусом. Признаюсь, это помещение, которое ты принял за нотариальную контору, я сняла всего на сутки, персонально для твоего визита. Как ты уже догадываешься, никакого наследства тебе не предстоит, да и не было у меня никогда такого имущества. Забыла сказать, спасибо тебе за полтора миллиона, они мне пришлись очень кстати. Признайся, история с несчастной девочкой Ритой, попавшей в беду от своего ухажера, очень хорошо прошла, прямо на «ура». Я и не ожидала, что у моей подруги растет такая артистичная дочка. Не знаю, как ты теперь будешь разбираться со своими проблемами, но свою миссию по отношению к вашей семейке я считаю выполненной. Пусть ты и не виноват в создавшейся ситуации, но в этой жизни мы всегда расплачиваемся за ошибки своих родителей и ты, к сожалению, не исключение в моем списке. Риту найти не пытайся, да и не Рита она вовсе, у нее свой муж, ребенок, своя жизнь. А что до меня – так даже и не пробуй что-то предпринимать, доказательств у тебя нет никаких, это письмо сочтут бредом, написанным тобой самим с целью вернуть квартиру, или деньги за нее. Все остальные моменты, на которые ты можешь ссылаться – только слова и ничего более. Если выплывешь из всего этого – удачи! Ну, а нет – такова судьба. Прощай!»
«Ну вот и все…» - подумал Михаил, скомкав в руке злополучные листки. Он прошел на кухню, закрыл форточку и плотно прикрыл кухонную дверь. Затем включил газовые конфорки старенькой плиты на полную мощность и лег на кухонную кушетку, на которой не так давно он обрел, как ему казалось, огромное счастье, породившее целую череду неприятных последствий.
«Главное, попытаться заснуть…» - попробовал успокоить себя Михаил и закрыл глаза. – «И больше не проснуться».