Есть мнение, что разрушить любую существующую структуру можно целенаправленно, войдя в доверие предложением помощи. Политологи и социологи говорят: хочешь создать кризис – создай агента требования, человека, неудовлетворенного своей жизнью, текущим положением вещей в той структуре, в которой он находится. В трудах Т. Р. Гарра и Г. Экстайна о противостояниях и конфликтах прослеживается мысль, что именно роль недовольного и «несправедливо» обделенного запускает процесс, приводящий к разрушительным последствиям.
Как это работает:
- Появляется «доброжелатель».
- Указывает на узкие места компании, которые можно было обнаружить извне. Вызывает доверие как эксперт.
- Предлагает консультативную помощь или даже финансовые вложения.
- Предлагает специалистам вашей компании обсудить проблемы. Поощряет этот процесс.
- Информационное пространство насыщается негативом, иногда появляется конкретный «герой», олицетворяющий все страдания. Может появиться показательная история героя, которая запустит протестные и дистабилизирующие настроения.
- Все узнают «правду», открывают глаза на то, как им на самом деле плохо, обвиняют руководство за замалчивание правды о ситуации. Подрывается авторитет компании, начинается паника, люди начинают уходить.
- Кому-то нужно исправлять найденные недочеты, но управленцам компании уже не доверяют. Негатив был необходим, чтобы дискредитировать специалистов. Доброжелатель предлагает взять оптимизацию под свой контроль и его допускают к управлению.
- Он действует в своих интересах, а не в интересах принявшей его компании.
Вы можете предупредить подобный ход событий, укрепив свои позиции.
Почему это случается:
- Потому что компания не уделяет внимания анализу собственной ситуации.
- Потому что компания не доверяет собственным специалистам.
- Потому что руководство верит в чудеса извне.
- Потому что руководство не собирает обратную связь от сотрудников.
- Потому что в компании мало позитива и слабая корпоративная культура.
Как предотвратить:
- Взращивайте собственную экспертизу. Тогда вас нечем будет удивить.
- Сотрудничайте с разными внешними экспертами. Тогда у вас будет несколько точек зрения для выводов.
- Периодически спрашивайте о проблемах своих сотрудников. Тогда им нечего будет добавить.
- Учитывайте пожелания сотрудников. Тогда они будут отстаивать интересы компании.
- Формируйте корпоративную культуру, создавайте метафоры, корпоративную мифологию. Тогда у вас будут свои истории, свои герои. И они будут позитивными, а у сотрудников к компании будет крепкая эмоциональная привязанность.
- Будьте открыты со своими сотрудниками. Тогда сотрудники будут доверять компании, у компании не будет узких мест, а будут задачи в работе.
- Работайте над репутацией. Точно так же разрушить компанию можно и извне, испортив репутацию.